Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Из книги Л.Н. Толстого  «Путь Жизни».

 

Сто афоризмов Л.Н. Толстого о жизни: вере,  религии и нравственности.

Тостой Л.Н. Худ. Ге. (фрагмент)

§1§

Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет.

§2§

Учение всех мудрых сводится к одному: что такое жизнь человеческая и как её надо прожить.

§3§

Истинная религия – закон, который выше всех законов человеческих и один для всех людей мира.

§4§

Если человек живет плохо, значит: у него нет веры.

Если плохо живет народ, значит: народ потерял веру.

§5§

Если вера учит тому, что надо отказаться от этой жизни для жизни вечной – это ложная вера. Вечная жизнь уже есть в этой жизни. (Вамана Пуранга).

§6§

Для истинной веры не нужно ни храмов, ни украшений, ни пения, ни многолюдных собраний. Напротив, истинная вера входит в сердце всегда только в тишине и уединении.

§7§

Если человек хочет угодить Богу молитвами, обрядами, то это значит, что он хочет обмануть Бога. Но Бога нельзя обмануть, обманешь только себя.

§8§

Царство  Божье придет к нам тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. (Кант).

§9§

Истинная вера дает блага только в настоящем и не может дать никаких внешних благ в будущем.

§10§

Не заглушай свой разум, очищай его, напрягай, для того, чтобы проверить разумом то, что учат учителя веры.

§11§

Удивительно то, что большинство людей верят самым старым учениям веры, таким, какие уже не подходят к нашему времени, и считают вредными новые. Такие люди не понимают, что если Бог открыл истину древним людям, то он может так же открыть истину и ныне живущим.

§12§

Старый закон жизни не может измениться, но люди могут научиться тому, как в жизни исполнять его.

§13§

Когда истина высказывается человеком, то это не значит, что эта истина исходит из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит из человека.

§14§

Как Бог нужен мне, так и я нужен Богу.

§15§

Делай то, чего хочет от тебя тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом.

§16§

Для бессмертной души нужно такое же бессмертное дело, как она сама.

§17§

Дети мудрее взрослых, они не разделяют людей по рангам и должностям.

§18§

Познать Бога можно только в себе. Пока не найдешь его в себе, не найдешь Его нигде.

§19§

Человек не может не чувствовать, что он чье-то орудие и кто-то работает этим орудием. Тот, кто работает этим орудием, и есть Бог.

§20§

Ни почитать, ни хвалить Бога нельзя. О Боге только можно молчать и служить ему.

§21§

Если человек поет и кричит, при всех: «Господи! Господи». Это значит он не нашел Бога. Тот, кто нашел Бога, молчит. (Рамакришна).

§22§

Бога знают люди смиренные сердцем и истинно разумные. Люди гордые и среднего разума не знают Бога. (Паскаль).

§23§

Если дикарь перестал верить в своего деревянного Бога, то это ещё не значит, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

§24§

Для того, чтобы большинство людей узнали истину, им необходимо благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть доведенным до последней степени заблуждения и вытекающим из заблуждения страданиям.

§25§

Дети не привыкли к грехам, и всякий грех противен им. Взрослые уже впали в соблазны, грешат и не замечают этого.

§26§

Редко умирают от голода. Гораздо чаще болеют и умирают от того, что слишком сладко едят и не работают.

§27§

Одна из лучших и чистых радостей – это отдых после труда. (Кант).

§28§

Европеец хвастается перед китайцем новой техникой и говорит: «Она освобождает человека от труда».

«Освобождение от труда было бы великим бедствием» - отвечает китаец:  «Без труда не может быть счастья».

§29§

Мозг праздного человека – любимое местоприбывние дьявола.

§30§

Люди ищут удовольствие, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни. (Паскаль).

§31§

Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

§32§

Надо бы в муки ада включить вечную праздность.

§33§

Когда богатые люди говорят об общественном  благе, я понимаю, они ищут выгоды под предлогом общего блага.

§34§

Ты говорить, что вокруг тебя  все дурные люди – это верный признак того, что ты сам очень плох.

§35§

Часто люди думают выказать себя тем, что подмечают недостатки людей. А они этим выказывают свою слабость. Чем человек умнее глупее и злее, тем больше он видит недостатков в других.

§36§

Гордые люди заняты тем, что поучают других. Им некогда думать о себе. Чем больше они поучают других, тем ниже сами падают.

§37§

Глупо, когда люди гордятся свои лицом, свои телом, ещё глупее то, когда люди гордятся своими родителями, предками, своими приятелями, своим народом. Большая часть зла на свете от этой глупости.

§38§

Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости.

§39§

Много есть наказаний гордому человеку. С самое главное - люди не любят его.

§40§

Из того, что возможно подчинить людей справедливости, вовсе не следует, чтобы было справедливо подчинять людей насилием. (Паскаль)

§41§

Ничто не препятствует столько улучшению общественного устройства, как предположение о том, что такое улучшение может быть достигнуто государственными законами, исполнение которых утверждается наказанием. Единственно что может содействовать улучшению жизни это нравственное совершенствование.

§42§

Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей. Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь.

§43§

Наиболее почитаем у Аллаха тот, кто прощает обиду обидчику, особенно когда обидчик в его власти. (Магомед).

§44§

То, что много людей одного мнения, не доказывает того, что это мнение верно.

§45§

Дурное не перестает быть дурным оттого, что очень много людей поступают дурно.

§46§

Когда говорят: надо поступать так, как поступают другие, это почти всегда значит, что надо поступать дурно. (Лабрюйер).

§47§

Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир.

§48§

Не столько могут повредить нашей жизни дурные люди, которые могут развратить нас, сколько та немыслящая толпа, которая как поток, увлекает нас собой.

§49§

Когда все люди живут не так, как должно, то это не заметно нам, но стоит одному опомниться и зажить по-Божьему, и тотчас же становится явным то, как дурно живут остальные. Остальные гонят того, то живет не так, как они все. (Паскаль).

§50§

Мы пользуемся благами культуры и цивилизации, но не благами нравственности. Нельзя сделать людей счастливыми не сделав их нравственными. (Кант).

§52§

Главное зло государства не в уничтожении жизней, а в уничтожении любви между людьми и возбуждении разъединения между людьми.

§52§

Государство создает преступников быстрее, чем их наказывает. Мы создаем множество законов, порождающих преступление, а потом издаем ещё больше законов для того, чтобы наказать эти преступления. (Тукер).

§53§

Многие граждане Франции, Германии…России считают себя свободными и гордятся этим так же, как лакеи гордятся важностью тех господ, которым они служат.

§54§

«Если бы мои солдаты начали думать, ни один из них не остался бы в войске» - говорил король Фридрих 2.

§55§

Истинная вера не нуждается в церкви. Церковная вера – рабство.

§56§

«Да придет царствие Твое» - этого желают все люди. Иисус Христос приблизил к нам это царство. Священники устроили царство духовенства – отдалив от нас Царство Божье.

§57§

«Верь или будь проклят». В этом главная причина зла. (Эмерсон».

§58§

Говорят: Бог создал человека по образу Своему; надо бы скорее сказать, что человек по своему образу создал Бога. (Лихтенберг).

§59§

Религия, которой нечего дать, дает векселя на жизнь после смерти.

§60§

Никогда люди не делают злых дел с большим спокойствием и уверенностью  в своей правоте, как тогда, когда они делают это по ложной вере. (Паскаль).

§61§

Вступление в церковь и соблюдение её обрядов, считается людьми средством освобождением от основных нравственных обязанностей.

§62§

Никогда не узнаешь Бога, если будешь верить всему тому, что будет тебе говорить о Боге.

§63§

Наука в наше время занимает совершенно то место, которое занимала церковь 200-300 лет тому назад.

§64§

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного.

§65§

Не стыдно и не вредно не знать, - всего знать никто не может, - а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь.

§66§

Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человеческий, но вместе с тем должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством.

§67§

Знания только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своих мыслей, а не одной памятью.

§68§

Наука не в школах. В школах – чопорное тупоумие невежд.  Наука в книгах и личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и жизни, а не из школы, где никогда с момента изобретения книгопечатанья, не осталось из науки ничего, кроме плесени. (Чернышевский)

§69§

Величайшие мыслители, встречавшиеся среди ученых, которых я изучал, были как раз наименее начитанными.  Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что они должны мыслить, - недоразумение было бы прекращено. ( Лихтенберг)

§70§

Здесь на земле, нет и не должно быть покоя, потому что жизнь - это приближение к цели, которой никогда нельзя вполне достигнуть. Покой безнравственен. Не знаю в чем эта цель, но какая бы она не была, она есть. (Иосиф Мадзини).

§71§

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; и все-таки надо искать её, потому что, не найдя истины и не полюбив её, ты погибнешь. (Паскаль).

§72§

Малейшее движение вещества важно для всей природы. Точно так же и в духовной жизни малейшее движение производит бесконечные последствия. (Паскаль).

§73§

В спорах забывается истина. Прекращает спор, тот кто умнее.

§74§

Лучший ответ безумцу – молчание. Отвечать обидой на обиду – все равно, что подбрасывать масла в огонь.

§75§

Ни слушай никогда тех, кто говорит о других дурное и хорошее о вас.

§76§

Глупому человеку лучше молчать. Но если бы он знал это, он не был глупым человеком. (Саади).

§77§

Тремя путями можно прийти к мудрости: во-первых, путем опыта, - это путь самый тяжелый; во-вторых, путем подражания, -это путь самый легкий; и, в-третьих, путем размышления, - это путь самый благородный. (Конфуций).

§78§

Человек сотворен - чтобы мыслить; в этом все его достоинство и вся его заслуга. (Паскаль).

§79§

Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. (Марк Аврелий).

§80§

Заставить себя любить других нельзя, т.к. мешает любить других любовь к своему животному «я».

§81§

Только чужими глазами можно увидеть свои недостатки. (Китайская пословица).

§82§

У человека влюбленного в себя, мало соперников. (Лихтенберг).

§83§

Люди самые приятные – это праведники, которые считают себя грешниками. А самые неприятные – это грешники, которые считают себя праведниками. (Паскаль).

§84§

Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурен. (Паскаль).

§85§

Самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна и многосложна.

§86§

Чем больше уважением окружены предметы, обычаи, законы, тем внимательней надо исследовать их право на уважение.

§87§

Есть много старинных истин, которые кажутся нам вероятными только потому, что мы никогда серьезно не думали о них. (Род).

§88§

Разум есть величайшая святыня в мире, а поэтому и величайший грех злоупотреблять разумом, употребляя его на то, чтобы скрыть или извращать истину.

§89§

Высшая степень неправды и насилия – это установление одними людьми закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят на веру.

§90§

Христос не основывал никаких церквей, не устанавливал никакого государства… он старался записать закон Бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися. (Герберт Ньютон).

§91§

Дурно то, что люди не знают Бога, но ещё хуже, что люди признают Богом то, что не есть Бог. (Лактанций).

§92§

Не допускай посредников между своей душой и Богом. Ближе тебя никто не может быть к Богу.

§93§

Исправление существующего зла жизни не может начаться ни с чего другого, как с обличения религиозной лжи и установление религиозной истины.

§94§

Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое начало разума, которое мы получаем от неба. (Китайская мудрость).

§95§

То, что мы называем страданиями, есть необходимые условия жизни. Жизнь совершенно без горестей и страхов скоро показалась бы нам не только неинтересной, но и несносной.

§96§

Страдания посланы мне Богом, чтобы избавить меня от зла. Хозяин стегает кнутом скотину, чтобы она вышла из горящего хлева, а скотина молится о том, чтобы её не стегали.

§97§

То, что мы считаем злом, есть большей частью не понятое нами добро.

§98§

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив. (Достоевский).

§99§

Надо всегда быть радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибался.

§100§

Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни, или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда в его власти. (Эмерсон).

Примечание:

«(Лактанций)»   ссылки на авторство  Льва Толстого.