Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Здравствуй Витька из Санкт-Петербурга!

Здравствуй, Боб из Нью-Йорка!

Диалог о проблемах образования

 

Обсуждаем статью: "В Израиле хорошо, а в России лучше".

  • "В Израиле хорошо, а России лучше".
  • Боб

    Вы поднимаете вопрос об ответственности государства за качество обучения нового поколения.

    Ответ на вопрос таков: государство должно финансировать систему образования на уровне и в объёме, соответствующем потребностям и возможностям общества. Вопрос о том, должно ли государство контролировать качество и объём образования, в разных странах решается по-разному. По моему мнению, государство должно иметь систему квалификационных экзаменов (тестов) и гарантировать их аутентичность и стабильность.

    Виктор

    Да согласен, что государство несет ответственность за обучение. Но вопрос не только в том, что обучить людей и подготовить квалифицированные кадры, но и в том, что государство должно отвечать за воспитание молодых людей.

    Школа должна выпускать учеников не только напичканных знаниями, но и личностей, в полном смысле этого слова. Человек должен получать разностороннее образования, смог организовать свой досуг, участвовать в управлении государством и обладать определенными моральными убеждениями.

    Государство обязано заниматься обучением и воспитанием нового поколения. Это одна из основных функций государства.

    В противном случаи произойдет интеллектуальное вырождение общества.

    Я за то, чтобы государство вмешивалось в обучение, но программа обучению способствовала всесторонне развитой личности.

    Но я категорически против, когда государство занимается религиозным воспитанием.

    Государство Израиль заботится об образовании, поэтому обязательным для получения аттестата об образовании являются 4 предмета: тора, иврит, английский язык и математика. Изучение этих предметов, как обязательных: в частности торы вместо истории приводят к сужению кругозора и приводят к формированию общества из послушных, но недалеких людей. Это как раз и отвечает интересам государства Израиль.

    Боб.

    Вы поднимаете вопрос: “Должны ли быть предметы, которые аттестуют человека как личность, то есть, не получив аттестацию по этим предметам, ученик не может считаться полноценным членом общества.”

    Давайте договоримся раз и навсегда: все граждане являются полноценными членами общества независимо от уровня полученного образования или даже полного отсутствия такового. Современное развитое общество отказалось от образовательного ценза, как критерия для поражения в правах. Первый вопрос в Вашей формулировке подразумевает именно введение образовательного ценза, поэтому ответа на него, соответствующего моральным нормам, не существует. Если бы Вы сформулировали свой вопрос в виде “…ученик не может занять достойное место в обществе”, то ответ был бы положительным: да, такие предметы (дисциплины) существуют. Например, орфография.

    Виктор

    Да, я считаю, что молодой человек, не получивший положительных оценок по определенным предметам не может быть полноценным членом общества, при условии, что для государства обучение и воспитание нового человека является приоритетным. В идеале, при ответственности государства за будущее своих детей, таких людей должны быть единицы.

    Главными предметами должны быть не орфография и математика, а обществоведение, которое в себя должно включать знание морально этических норм общества, право, историю и философию.

    Мне не ясно, как молодой человек может участвовать, например, в выборе парламента, если он не знает и не понимает тех задач, которые должен решать этот государственный орган.

    Даже в первобытном обществе существовали экзамены на зрелось мужчины. Если мужчина не сдал определенные экзамены, он не считался мужчиной и помогал женщинам по хозяйству.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Школьники не являются личностями в полном смысле этого слова, какие меры к принуждению должны быть. Могут ли они сознательно отвечать за свои поступки и решать свою дальнейшую судьбу.”

    Человек является личностью примерно с трёхлетнего возраста, за исключением людей, рождённых с тяжёлыми умственными дефектами – иногда у них не развивается личности вообще.

    Согласен, моральные свойства личности подростков находятся в состоянии формирования. Влияние на процесс этого формирования называется воспитанием. Таким образом, Ваш третий вопрос я понимаю так: "Какова допустимая степень принуждения в процессе школьного воспитания и насколько мы, общество, можем освободить подростков от ответственности за свои поступки?" Каждое общество это решает само для себя…

    Виктор

    "Человек является личностью с трехлетнего возраста "- утверждаете Вы.

    Понятие личность, как и большинство понятий - расплывчатое понятие.

    Мне кажется, что в интеллектуальном обществе, о котором упоминаю я в заметке, должны быть другие представления о личности.

    Сознание и личность - разные понятия. Как выяснилось, шимпанзе тоже обладает сознанием и может общаться с людьми при помощи знаков.

    Выводы: Буржуазное общество идет в сторону упрощения понятий: ребенок с трехлетнего возраста для них личность, любой гражданин имеет право избирать и быть избранным. Упрощение понятий - это барьер для дальнейшего развития общества и путь к его вырождению. Критерий образованности для этого общества - это умение читать и писать, как и было сотни и тысячи лет до нашего разговора.

    Для меня общество будущего - это интеллектуально развитое общество. В этом обществе особое внимание должно уделяться формированию личности, т.е. воспитанию детей, чтобы они могли быть полноценными членами общества, а не пускать это на самотек как предлагаете Вы, рассчитывая только на сознание родителей и их кошельки. Надежда, что ребенок осознанно будет заниматься самоусовершенствованием, преодолевая барьеры, установленные ему буржуазным обществом, иллюзорно. Механизм управления обществом, придуманный буржуазными учеными, устаревает и становится тормозом для дальнейшего прогресса человечества. В буржуазном обществе основное внимание уделяется стимуляции естественного желания человека к потреблению, а не к познанию мира и к развитию своего интеллекта.

     

    Боб

    Вы поднимаете вопрос:Допустимо ли производить узкую специализацию, то есть более углубленное изучение предметов по будущей предполагаемой специальности уже в средней школе. Не готовим ли мы в школах людей ограниченных; с узким кругозором. Для демократической цивилизации это хорошо: она, благодаря узкой специализации, смогла организовать труд людей глубоко знающих свою специальность - винтиков в государственной машине. Смогла достичь высокой производительности труда в производстве, но вырастила поколение людей с ограниченным мышлением. Я недавно прочитал в аналитической статье: ‘Американцы по сути своей это подростки… и если понимать это, то ни чему не приходится удивляться, изучая жизнь людей в США’.”

    Современное общество основано на разделении труда, но приводимые Вами в пример американцы, несмотря на почти свободный выбор предметов уже в high school, полностью меняют род занятий в среднем два-три раза в жизни.

    Виктор

    Изменение рода занятий, если и происходит, то это не говорит о высоком интеллектуальном уровне американцев: был дворником - стал швейцаром, ну и что из этого. Был юристом – стал врачом, таких превращений в США, я думаю, не происходит.

    Для меня важно, чтобы человек мог анализировать процессы, происходящие в мире, имел возможность разобраться в тонкостях общественного строя, человеческой психологии и имел хорошие знания об окружающем мире.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Должны ли быть в школе "Уроки нравственности", как основной предмет. Кто их должен преподавать. Можно ли допускать священнослужителей к преподаванию в школе.”

    Нет, нет и нет. Нравственность – это прерогатива семьи и окружения (я не знаю, как перевести community – близкая по духу группа людей, живущая вместе – община, приход?). В современном обществе общеобразовательная школа отделена от церкви. Точка.

    Виктор.

    Да, я считаю, воспитание человека является приоритетным для школы. Недавно я посетил спектакль, в котором известный артист рассказывал о театре. В частности, он сказал, что театру пришлось отказаться от нескольких хорошо поставленных спектаклей по произведениям классиков, которые включены в школьную программу из-за организованного посещения школьниками спектаклей. На спектакле мальчики заняты девочками, девочки мальчиками, а зрительный зал, который не отделен от зрителей никакими преградами, служит фоном для их общения. Школьники могут громко обсуждать свои проблемы, выяснять отношения во время спектакля, поедать бутерброды и общаться с артистами, выкрикивая реплики. Более того, участвовать в спектакле, обстреливая артистов из трубочек.

    Все это происходит по простой причине, что школьников демократы призывают считать личностями и практически не применяют к ним мер принуждения. Проблема в том, что демократичное общество западного образца освобождает людей от морали и заменяет мораль законами. В США существуют законы по которым, если отец за безобразное поведение отстегал отпрыска ремнем в соответствии со старыми семейными традициями, то сын может запросто засадить отца в тюрьму. Я не призываю бить детей, но считаю, что нельзя относится к школьникам как к сформировавшимся личностям, которые являются полноценными членами общества, и принимать все возможные меры для воспитания личностей, в том числе принуждая детей подчиняться и наказывая нерадивых.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Если школьник не получил аттестат зрелости, он по моему убеждению, не является личностью. Как быть с этими людьми?”

    Пример человека, никогда не закончившего средней школы и не получившего аттестат зрелости: Илья Эренбург. Конечно, следовало бы его посадить лет так на десять без права переписки, да как-то руки не дошли…

    Виктор.

    Люди которые не получили аттестацию на зрелость должны иметь право периодически сдавать экзамены независимым комиссиям на получения аттестата.

    Единственным ограничением для них должно быть право избирать и быть избранными на руководящие должности и органы по управления государством. В остальном общество должно гарантировать такие же права, как и остальным гражданам.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Должны ли быть частные и религиозные школы?”

    Да, да и да. Родители имеют полное право выбирать род образования для своих детей, в том числе, и объединять свои усилия в этом направлении, и нанимать третьих лиц для этой цели.

    Виктор.

    Образованием и воспитанием людей должно заниматься, как правило, государство.

    Нельзя запрещать частным лицам заниматься образованием и воспитанием детей, но аттестацией детей, получивших частное образование, должно заниматься государство. В противном случаи, нет уверенности в том, что частные школы будут готовить хорошо обученных и подготовленных к жизни граждан. Подтверждение своих знаний, а так же получения аттестата зрелости должно проходить в государственных учреждениях.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Должно ли быть обучение платным? Являются ли люди, получившие платное обучение, достаточно подготовленными людьми, и должны ли они проходить проверку их знаний в государственных учреждениях?

    Не совсем понятно, что Вы имеете ввиду. Частные школы являются платными по определению. Мировая практика показывает, что уровень образования в частных школах, как правило, выше, чем в общедоступных, а по окончанию школ все ученики для получения государственного аттестата должны сдать государственный экзамен независимо от того, какую школу они закончили.

    Виктор.

    В платных школах, как правило, занимаются дети обеспеченных родителей, при серьезном индивидуальном подходе к воспитанникам в частных школах получают хорошие результаты. Я же считаю, что индивидуальный подход должен быть ко всем детям независимо от материального благополучия в семье. В тоже время для меня важен вопрос качества образования, то есть чему научили детей.

    В архивах одной из частных школ древнего Вавилона (6 в до н.э.) археологи обнаружили таблички, в которых отражался спор между учеником и учителем.

    Суть спора.

    Ученик частной школы в Вавилоне предъявляет претензии учителю, что тот в соответствии с контрактом обещал сделать его классным вором. Он требует возврата денег за обучение, так как учитель плохо научил его воровать.

    Уже давно нет могущественно Вавилона, потому что упадок нравом привел к деградации населения и гибели могущественного государства.

    Боб

    Вы поднимаете вопрос: “Какие предметы должны быть приоритетными при получении аттестата в школе?”

    Что такое “приоритетный”? Хотите ли Вы обсудить содержание требований, предъявляемых на экзаменах для получения аттестата? Во всём мире эти требования примерно одинаковы и включают знания национального языка и литературы, математики, истории и т.д., но сильно разнятся в разных странах, если говорить о минимальной сумме знаний, особенно в гуманитарных дисциплинах. В Европе, например, обязательным является также знание английского языка на уровне повседневного общения (англичане испытывают комплекс вины по этому поводу) и т.п.

    Ещё раз вкратце моя точка зрения: общее образование является очень важным, но не обязательным условием успеха в жизни. Люди являются достойными и полезными членами общества вне зависимости от полученного образования. Но для подавляющего большинства людей образование является необходимым и задачей каждого общества является обеспечение полной доступности образования для любого его члена. Одним из моральных постулатов общества должно являться признание ценности образования, а задачей воспитания – привитие желания пополнения знаний в течение всей жизни.

    Виктор.

    Вы пишете: “Люди являются достойными и полезными членами общества вне зависимости от полученного образования”.

    Это демагогия. Не согласен с этой уравниловкой. Разве у вас на западе, образованный специалист получает такую же зарплату, как и неуч, занимающийся неквалифицированным трудом.

    Вы пишете: Одним из моральных постулатов общества должно являться признание ценности образования, а задачей воспитания – привитие желания пополнения знаний в течение всей жизни.

    Согласен с Вами, но как Вы предполагает это осуществить, если считаете, что государство не должно вмешиваться в воспитание молодого поколения. Церковь же дает специфическое образование.

    Виктор (заключение).

    Вы пишите, что из платных школ ученики выходят более подготовленные к сдаче государственных экзаменов. Это значит, достойное место в обществе могут получить только дети, родители у которых имеют достаток, и дети тех родителей, которые уделяют большое внимание образованию детей.

    1) Западная демократия изначально предполагает неравенство людей.

    а) Богатые люди на западе имеют большие прав, чем бедные. Так как они могут дать своим детям лучшее образование.

    б) Бедные граждане не могут дать достойное образование детям. Их дети не получив образования и интеллектуального развития тем не менее становятся полноправными членами общества и имеют право избирать государственные органы управления. Это значит: богатые граждане могут путем подкупа или манипулирования сознанием, в основном через средства массовой информации воздействовать на них и добиваться желаемых для себя результатов.

    2) Западная цивилизация не считает воспитание людей наиважнейшей задачей.

    Действительно, воспитание детей очень хлопотное дело.

    Как определить степень интеллектуального развития ребенка? Какие критерии и оценки должны быть? Кто будет судьей при выборе этих критериев?

    Волевое решение этой проблемы приведет к печальным последствиям.

    Если брать за критерий знание орфографии, то лично я допускаю много ошибок, не смотря на мои титанические усилия по устранению этого недостатка. Я бы был забракован в обществе знатоков орфографии.

    Вывод: Западная индустриальная цивилизация, при обучении молодых людей, преследует цель подготовить производителя материальных благ, и не более того. Всесторонне развитый человек плохо управляем, и это может вызвать проблемы у правящей элиты. Олигархическая верхушка на западе заинтересована в низком интеллектуальном развитии избирателей, чтобы была возможность манипулировать их сознанием.

    Проблема совершенствования образования и воспитания детей не решается не из-за сложности данной проблемы, а из-за нежелания изменить существующее положение дел, которое устраивает правящую элиту на западе.

  • главная