Лимарев В.Н.
Роль Аристотель в формировании ценностей Западной цивилизации.
Основной источник:
Ричарда Тарнаса (США) “История западного мышления”.
Аристотель - древнегреческий мыслитель (386-322 гг. до н.э.).
В 12-13 веках Европа познакомилась с трудами древнегреческих философов, которые были переведены монахами на латынь с арабского языка и греческого.
Сочинения Аристотеля: “Метафизика”, “Физика”, “Трактат о душе” были переведены с арабского, вместе с комментариями арабских ученых.
Труды Аристотеля на ученых-монахов произвели сильнейшее впечатление. Его труды стаи использовать для ведения богословских споров, и диспутов в университетах. Диспуты были популярной формой общения в религиозно-научной среде.
Утверждения Аристотеля, которые потрясли средневековую Европу.
1.Как человек познает мир.
Аристотель был убежден, что подлинной реальностью является мир конкретных осязаемых предметов, а не мир идей.
Аристотель был убежден, что познание природного мира изначально возникает от восприятия конкретных явлений, а затем уже можно сформулировать общие принципы.
Всему живому – растениям, животным, человеку – требуется питательная среда для выживания и роста, а так же органы чувств, для того чтобы замечать эти предметы и отличать друг от друга. Кроме этого человек ещё наделен разумом, который позволяет накапливать опыт, производить сравнения и противопоставления, производить вычисления, размышлять и делать заключения. Все это делает познание мира возможным. Величайшая способность разума - способность познавать.
Таким образом, человеческое миропонимание начинается с чувственного восприятия. Для любого чувственного опыта человеческий ум подобен чистой таблички, на которой ничего не написано. Он находится в состоянии потенциальности по отношению к умопостигаемым вещам. Человеку необходим чувственный опыт, чтобы при помощи умственных упражнений обрести знания.
Таким образом, для познания мира главным является чувственный опыт и логика.
Человек способен познать истину благодаря тому, что он наделен долей божественно разума, причем эта возможность - дается человеку извне.
2. Разум и душа.
Разум это свойство души. Душа может прекратить свое существование после смерти, так как она связана с физическим телом. Душа - форма тела, а тело – материя души.
Однако божественный рассудок, долей которого наделен человек и который отличает человека от животного – бессмертен и трансцендентен.
Высшее счастье человека состоит в философском созерцании вечной истины.
3. Что определяет существующий порядок в мире.
Все в мире находится в движении.
Существуют причины, которые дают начало движению. В движении развивается каждая сущность. Чтобы найти объяснение, что способствует подержание порядка в изменяющейся Вселенной, нужно предположить, что существует некая Форма – абсолютная в своем совершенстве, которая определяет существующий порядок в мире. Форма существует отдельно от материи. Эта нематериальная форма – верховное совершенное Бытие, и есть Бог (Чистая Форма)
Это совершенное Бытие – является Первопричиной Вселенной.
Верховная Форма всецело погружено в самое себя и находится в вечной деятельности: это не процесс борьбы, а в реализации собственной формы (совершенного Бытия).
Под действием Верховной Формы совершенствуется физический мир.
4. Форма воссоздает себя, когда достигается единения человека с Богом.
Каждое в отдельности существо во Вселенной стремится соответствовать совершенству верховного Бытия. Каждый стремится выполнить свое предназначение – вырасти и созреть, достичь осуществления своей формы. Однако из всех существ один лишь человек разделяет с Богом его природу – благодаря обладанию разумом. Так как верховная Форма настолько отдалена от мира, человека и Бога разделяет значительное расстояние. Однако высшая способность человека его разум – божественна. Должным образом её развивая, то есть, подражая верховной Форме, человек может, в определенной смысле, прийти к единению с Богом.
Форма вовлечена в вечный процесс воссоздания себя самой в соответствие некими регулярными циклами, зависящими от движения небес.
Определяющим началом во Вселенной является Форма, которая воссоздает себя в начале каждого цикла.
У этого движения нет ни начала, ни конца.
Примечание Лимарева В.Н: Из сказанного можно сделать вывод, что для Формы единение с человеком имеют определенный смысл.
В соответствии с “теорией эволюции жизни во Вселенной”, единение Формы (Высшего Разума) с человечеством, позволят Высшему Разуму воссоздать себя в начале нового цикла”.
главная