Лимарев В.Н.
Л. Н. Толстой. «Религия
и нравственность».
(реферат)
Часть1. Три взгляда
на религию.
1. Взгляд религиозных людей, служителей культа.
Религия - это данное богом истинное откровение и вытекающее из этого откровения благополучие.
По их мнению: религия – непререкаемая истина, которую желательно и даже обязательно для блага людей распространять всеми возможными средствами.
Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.
Определение религии этими людьми, подобно тому, которое бы сделал человек увлеченный какой-либо песней, сказав, что музыка есть та самая известная и любимая им песня, которую желательно научить как можно больше народа.
Они считают, что люди должны верить в то, что выбранная ими религия - истинное откровение Бога.
2. Взгляд человека не
верующего вообще (атеиста) или человека не верующего в ту религию, которую он
определяет.
Религия это свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное благополучие.
От этих суеверий желательно и даже обязательно, для блага человечества, всеми возможными средствами избавлять людей.
Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.
Это заявление подобно мыслям о музыке человека, не понимающего в музыке и потому не любящего её. Этот бы человек сказал: музыка есть произведение звуков гортанью и ртом или руками над известными инструментами, и что надо отучить людей, как можно скорей, от этого ненужного или даже вредного занятия.
Они убеждены в ненужности религии.
3. Взгляд на религию
государственного или общественного деятеля.
Религия - свод придуманных умными людьми положений и законов, необходимых грубым народным массам, как для их утешения, так и для сдерживания страстей и для управления ими.
Религия необходима не только для утешения грубого народа и для управления им. Поэтому религию надо поддерживать.
Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.
Такое заявление мог бы сделать человек, который о музыке бы сказал: что музыка полезна для обучения танцам или для марширования, и музыку для этих целей нужно поддерживать.
Эти люди считают, что людей полезно заставлять верить.
Как пишет Л.Н. Толстой: эти все три понятия людей о религии -
не определяют сущность религии.
Часть2. В чем
сущность религии?
Религия была и есть необходимое условие жизни каждого человека.
Признается, что человечество пережило уже два периода: религиозный и метафизический, и теперь вступает в третий, высший – научный. Но это не значит, что в этот третий период религия теряет всякий смысл.
Всякий человек проснувшийся к разумному сознанию, не может не заметить того, что все вокруг него живет, возобновляется, не уничтожаясь и неуклонно подчиняясь одному определенному, вечному закону, а что он, осознавая себя отдельным от всего мира существом, приговорен к смерти, к исчезновению в беспредельном пространстве и бесконечности времени и к мучительному сознанию ответственности в своих поступках, т.е. сознанию того, что поступив нехорошо, он мог бы поступить бы лучше. И поняв это, всякий разумный человек не может не задуматься и спросить себя: для чего его мгновенное существование среди этого вечного, бесконечного мира. Вступая в истинную человеческую жизнь, человек не может обойти этого вопроса.
Вопрос этот стоит всегда перед каждым человеком, и всякий человек всегда, так или иначе, отвечает на него.
Ответ на этот вопрос и есть то, что составляет сущность всякой религии.
Сущность всякой религии состоит
только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему
меня бесконечному миру.
Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в основе своей установления отношения человека к окружающему его миру или первопричине его.
Всякое религиозное учение есть выражение основателем религии его отношения, к миру или началу и первопричине его.
Но Вы скажите: установление отношения человека к миру есть дело не религии, а философии и вообще науки, если рассматривать философию, как часть её.
Ни философия, ни наука не могут установить отношения человека к миру, потому что наука исследует явления рассудочно, независимо от чувств исследователя. Отношение же человека к миру определяется не одним рассудком, но и чувством, всей совокупностью духовных сил человека.
Религия говорит человеку:
Мир существует для тебя и, поэтому бери от этой жизни всё, что ты можешь взять от него: ты член любимого богом народа, служи этому народу, исполняй всё то, что предписывает Бог, и ты получишь вмести со своим народом наибольшее доступное для тебе благо: ты орудие Высшей Воли, пославшей тебя в этот мир для исполнения предназначенного для тебя, познай эту волю и исполняй её, и ты сделаешь для себя лучшее, что можешь сделать.
Часть3. Религия и
нравственность.
Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только последствие религии, но и включена в религию.
Каждая религия есть ответ на вопрос: каков смысл моей жизни? И религиозный ответ включает в себя уже нравственное требование, которое становится после объяснения смысла жизни, иногда прежде его.
Смысл жизни в исполнении воли пославшего тебя и потому всеми силами стремись познать эту волю и исполнить её.
Нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и поэтому никак не может быть отделена от религии. Нравственность это установление отношений человека к миру и Богу.
Попытка основать нравственность помимо религии подобно тому, как делают дети, которые, желая пересадить понравившееся им растение, отрывают от него кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, так же как и без корня не может быть настоящего растения.
Подведем итоги:
« Религия - есть установленное
человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу
его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее их этих
отношений».
главная