Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Л. Н. Толстой.  «Религия и нравственность».

(реферат)

 

Истоки православной нраственности. (Фрагмент картины худ. Нестерова. Русский музей.)

Часть1. Три взгляда на религию.

 

1. Взгляд религиозных людей, служителей культа.

Религия - это данное богом истинное откровение и вытекающее из этого откровения благополучие.

По их мнению: религия – непререкаемая истина, которую желательно и даже обязательно для блага людей распространять всеми возможными средствами.

 

Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.

 

Определение религии этими людьми, подобно тому, которое бы сделал человек увлеченный какой-либо песней, сказав, что музыка есть та самая известная и любимая им песня, которую желательно научить как можно больше народа.

Они считают, что люди должны  верить в то, что выбранная ими религия  - истинное откровение Бога.

 

2. Взгляд человека не верующего вообще (атеиста) или человека не верующего в ту религию, которую он определяет.

 

Религия это свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное благополучие.

От этих суеверий желательно и даже обязательно,  для блага человечества,  всеми возможными средствами избавлять людей.

 

Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.

 

Это заявление подобно мыслям о музыке человека, не понимающего в музыке и потому не любящего её. Этот бы человек сказал: музыка есть произведение звуков гортанью и ртом или руками над известными инструментами, и что надо отучить людей, как можно скорей, от этого ненужного или даже вредного занятия.

Они убеждены в ненужности религии.

 

3. Взгляд на религию государственного или общественного деятеля.

 

Религия - свод придуманных умными людьми положений и законов, необходимых грубым народным массам, как для их утешения, так и для сдерживания страстей и для управления ими.

Религия необходима не только для утешения грубого народа и для управления им.   Поэтому религию надо поддерживать.

 

Характеристика этих людей, данная Л.Н. Толстым.

 

Такое заявление мог бы сделать человек, который о музыке бы  сказал: что музыка полезна для обучения танцам или для марширования, и музыку для этих целей нужно поддерживать.

 Эти люди считают, что людей полезно заставлять верить.

 

Как пишет Л.Н. Толстой: эти все три понятия людей о религии - не определяют сущность религии.

 

Часть2. В чем сущность религии?

Ангел. Инженерный замок. Санкт-Петербург. (Фото Лимарева В.Н.)

 

Религия была и есть необходимое условие жизни каждого человека.

Признается, что человечество пережило уже два периода: религиозный и метафизический, и теперь вступает в третий,  высший – научный. Но это не значит, что в этот третий период религия теряет всякий смысл.

Всякий человек проснувшийся к разумному сознанию, не может не заметить того, что все вокруг  него живет, возобновляется, не уничтожаясь и неуклонно подчиняясь одному определенному, вечному  закону, а что он, осознавая себя отдельным от всего мира существом, приговорен к смерти, к исчезновению в беспредельном пространстве и бесконечности времени и к мучительному сознанию ответственности в своих поступках, т.е. сознанию того, что поступив  нехорошо, он мог бы поступить бы лучше. И поняв это, всякий разумный человек не может не задуматься и спросить себя: для чего его мгновенное существование среди этого вечного, бесконечного мира. Вступая в истинную человеческую жизнь, человек не может обойти этого вопроса.

Вопрос этот стоит всегда перед каждым человеком, и всякий человек всегда, так или иначе, отвечает на него.

Ответ на этот вопрос и есть то, что составляет сущность всякой религии.

Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру.

Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в основе своей установления  отношения человека к окружающему его миру или первопричине его.

Всякое религиозное учение есть выражение основателем религии его отношения, к миру или началу и первопричине его.

Но Вы скажите: установление отношения человека к миру есть дело не религии, а философии и вообще науки, если рассматривать философию, как часть её.

Ни философия, ни наука не могут установить отношения человека к миру, потому что наука исследует явления рассудочно, независимо от чувств исследователя. Отношение же человека к миру определяется не одним рассудком, но и чувством, всей совокупностью духовных сил человека.

 

Религия говорит человеку:

Мир существует для тебя и, поэтому бери от этой жизни всё, что ты можешь взять от него: ты член любимого богом народа, служи этому народу, исполняй всё  то, что предписывает Бог, и ты получишь вмести со своим народом наибольшее доступное для тебе благо: ты орудие Высшей Воли, пославшей тебя в этот мир для исполнения предназначенного для тебя, познай эту волю и исполняй её, и ты сделаешь для себя лучшее, что можешь сделать.

 

Часть3. Религия и нравственность.

 

Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только последствие религии, но и включена в религию.

Каждая религия есть ответ  на вопрос: каков смысл моей жизни? И религиозный ответ включает в себя уже нравственное требование, которое становится после объяснения смысла жизни, иногда прежде его.

Смысл жизни в исполнении воли пославшего тебя и потому всеми силами стремись познать эту волю и исполнить её.

Нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и поэтому никак не может быть отделена от религии. Нравственность это установление отношений человека к миру и Богу.

Попытка основать нравственность помимо религии подобно тому, как делают дети, которые, желая пересадить понравившееся им растение, отрывают от него  кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, так же как и без корня не может быть настоящего растения.

 

Подведем итоги:

« Религия - есть установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее их этих отношений».

Религиозная дискусия о нраственности. (Картины худ.-? Музей религиию Сенкт-Петербург, Фото Лимарева В.Н.)


  • главная