Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н. Вселенная Омара Хайяма

Вселенная Омара Хайяма.

 

Часть 8. Омар Хайям в старости, в 12 веке

Рай и Ад в исламе. худ Рушан Шамсутдинов

 

В конце 10 века Омар Хайям (1048-1123) подвергся преследованиям со стороны духовенства за свои стихи и научные работы, которые, по их мнению, подрывали основы ислама.

Омар Хайям был вынужден смириться:

 

Я раскаянья полон на старости лет.

Нет прошенья мне, оправдания  нет.

Я, безумец, не слушался божьих велений.

Делал все, чтобы только нарушить запрет.

 

Чтобы убедить духовенство в своей религиозности,   Омар Хайям  совершить хадж в Мекку.

Тогда он пишет:

Сей мир, в котором мы живем, - мираж не боле

Так стоит ли роптать и жаждать лучшей доли?

С мученьем примирись и с роком не воюй:

Начертанное им стереть мы в силах, что ли?

 

Когда, во время хаджа, он прибыл в Багдад, то отказался от совместного застолья с почитателями его рубаи. Перед его поклонниками предстал совсем другой Омар Хайям.

В 12 веке Омар Хайям, востребованный только как врач, продолжает находиться при дворе Сельджукских султанов Исфахане и Мерве.

Омар Хайям  практически не занимается научными изысканиями.

Это уставший от жизни, одинокий старик:

 

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей;

Ужи мудрый, заткни, рот надежней зашей.

Веки плотно зажмурь. Мудрец позаботься

О сохранности глаз, языка и ушей!

Или

Пусть буду я сто лет гореть в огне,

Не страшен ад, приснившийся во сне;

Мне страшен хор невежд неблагородных, -

Беседа с ними хуже смерти мне.

 

Он мало общается с людьми и дружит в уединении только с книгой.

Он пишет:

Жестокий этот мир нас подвергает смене

Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.

Блажен, кто побыл в нем недолго и ушел

А кто не приходил  совсем, ещё блаженней.

Или:

Миром правит насилье, злоба и месть

Что ещё на земле  достоверного есть?

Где счастливые люди  в озлобленном мире?

Если есть – их по пальцам легко перечесть.

 

В смутное время, которое началось в Иране в 12 веке, ученые не востребованы и подвергаются преследованиям, особое рвения проявляют фанатики-мусульмане в поисках еретиков.  В это время активизировалась  воинственная исламская  секта «исмаилиты», которая своих противников  стала уничтожать физически. По указанию «Старцев», фидаеи  (жертвующих жизнью) уничтожали  осквернителей ислама:   чиновником, неугодных правителей, еретиков.

Омар Хайям дает характеристику времени, в котором он живет:

 

Если есть у тебя для житья закуток

В наше подлое время - хлеба кусок

Если ты никому ни  слуга, ни хозяин

Счастлив ты и воистину духом высок.

 

Или:

Тот, кто следует разуму, - доит быка

Умник будет в убытке наверняка!

В наше время доходней валять дурака.

Ибо разум сегодня в цене чеснока.

 

Перед смертью Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сина. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности», положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.

Даты смерти Омара Хайяма разнятся: в одних источниках это 1122 год, других 1123 год, третьи считают, что он умер в 1131 году и даже в 1134 году.

Разброс большой, больше десятилетия.

По сути, не очень важно, когда наступила физическая смерть великого ученого.

Омар Хайям «был убит» ещё в конце 11 века, когда морально сломленный и преследуемый фанатиками он перестал заниматься наукой, и жил заботясь о куске хлеба, как первой необходимости, озлобленный на людей и утративший смысл в жизни.

 

Пришел я в этот мир по принужденью.

Встречал с недоуменьем каждый день я.

А ныне изгнан, так и не поняв

Исчезновенья смысл и цель рожденья.



  • главная