Лимарев В.Н.
Вселенная Омара Хайяма.
Часть 8. Омар Хайям в старости, в 12 веке
В конце 10 века Омар Хайям
(1048-1123) подвергся преследованиям со стороны духовенства за свои стихи и
научные работы, которые, по их мнению, подрывали основы ислама.
Омар Хайям был вынужден смириться:
Я
раскаянья полон на старости лет.
Нет
прошенья мне, оправдания нет.
Я,
безумец, не слушался божьих велений.
Делал
все, чтобы только нарушить запрет.
Чтобы убедить духовенство
в своей религиозности, Омар Хайям совершить хадж в Мекку.
Тогда он пишет:
Сей
мир, в котором мы живем, - мираж не боле
Так
стоит ли роптать и жаждать лучшей доли?
С
мученьем примирись и с роком не воюй:
Начертанное
им стереть мы в силах, что ли?
Когда, во время хаджа, он
прибыл в Багдад, то отказался от совместного застолья с почитателями его рубаи. Перед его поклонниками предстал совсем другой Омар
Хайям.
В 12 веке Омар Хайям,
востребованный только как врач, продолжает находиться при дворе Сельджукских султанов
Исфахане и Мерве.
Омар Хайям практически не занимается научными
изысканиями.
Это уставший от жизни,
одинокий старик:
В
этом мире глупцов, подлецов, торгашей;
Ужи
мудрый, заткни, рот надежней зашей.
Веки
плотно зажмурь. Мудрец позаботься
О
сохранности глаз, языка и ушей!
Или
Пусть
буду я сто лет гореть в огне,
Не
страшен ад, приснившийся во сне;
Мне
страшен хор невежд неблагородных, -
Беседа
с ними хуже смерти мне.
Он мало общается с людьми
и дружит в уединении только с книгой.
Он пишет:
Жестокий
этот мир нас подвергает смене
Безвыходных
скорбей, безжалостных мучений.
Блажен,
кто побыл в нем недолго и ушел
А
кто не приходил совсем, ещё блаженней.
Или:
Миром
правит насилье, злоба и месть
Что
ещё на земле достоверного есть?
Где
счастливые люди в озлобленном мире?
Если
есть – их по пальцам легко перечесть.
В смутное время, которое
началось в Иране в 12 веке, ученые не востребованы и подвергаются
преследованиям, особое рвения проявляют фанатики-мусульмане в поисках еретиков.
В это время активизировалась воинственная исламская секта «исмаилиты», которая своих противников стала уничтожать физически. По указанию «Старцев»,
фидаеи
(жертвующих жизнью) уничтожали осквернителей ислама: чиновником, неугодных правителей, еретиков.
Омар Хайям дает
характеристику времени, в котором он живет:
Если
есть у тебя для житья закуток
В
наше подлое время - хлеба кусок
Если
ты никому ни слуга, ни хозяин
Счастлив
ты и воистину духом высок.
Или:
Тот,
кто следует разуму, - доит быка
Умник
будет в убытке наверняка!
В
наше время доходней валять дурака.
Ибо
разум сегодня в цене чеснока.
Перед смертью Омар Хайям читал
«Книгу исцеления» Ибн Сина. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности»,
положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.
Даты смерти Омара Хайяма
разнятся: в одних источниках это 1122 год, других 1123 год, третьи считают, что
он умер в 1131 году и даже в 1134 году.
Разброс большой, больше
десятилетия.
По сути, не очень важно,
когда наступила физическая смерть великого ученого.
Омар Хайям «был убит» ещё в
конце 11 века, когда морально сломленный и преследуемый фанатиками он перестал
заниматься наукой, и жил заботясь о куске хлеба, как первой необходимости,
озлобленный на людей и утративший смысл в жизни.
Пришел я в этот мир по принужденью.
Встречал с недоуменьем каждый день я.
А ныне изгнан, так и не поняв
Исчезновенья смысл и цель рожденья.
главная