Лимарев В.Н.
Вселенная
Омара Хайяма.
Часть4.
Супруги Мизун убеждают в своей книге «Ислам в России», что пристрастие Омара Хайяма к вину очень преувеличено и, как правило, является результатом ошибок переводчиков, которые не понимали глубоких философских мыслей заложенных в его стихах и любые аллегории воспринимали буквально.
Да, вероятно, переводчики грешили тем, что в стихи Омара Хайяма вкладывали свои мысли, тем самым, искажая мысли философа до неузнаваемости.
Но не надо предпринимать попытку из человека делать икону.
Я не вижу ничего особенно и более того не осуждаю, если Омар Хайям любил иногда выпить и женщин.
*Мне б хлеба и вина
бы жбан
И ночью с тобой
среди развалин
Я б пил вино и
обнимал твой стан
И мне бы позавидовал султан.
(Омар Хайям «РУБАИ».)
Суфистов, а Омар Хайям им был, истинные мусульмане обвиняют не только в вольнодумии, но и в пристрастию к греховным радостям жизни.
Омар Хайям писал:
Мы как циркуль с
тобою вдвоем на траве
Головы у единого
туловища две.
Полный круг
совершаем, на стержне вращаясь,
Чтобы снова
попасть голова к голове.
(Омар Хайям «РУБАИ».)
Между Омаром Хайямом – гениальным ученым, и Омар Хайямом - человеком, которому были не чужды примитивные житейские радости, нет противоречия.
Омара Хайям - человек, который далеко опередил свое время, и поэтому, вполне естественна, глухая стена непонимания современников. Он находил радость в употреблении вина, - источнике положительных эмоций, приглушающем страдания непонятого гения. Оправдывая своё пристрастия, он считал, что Богу угодна его деятельность, а вино - та радость, которой Бог награждает ученого.
Верующий в Бога Омар Хайям писал:
*Не соблазняйся тем, чего не существует
И не пленяйся
тем, что неизбежно есть
Покорствуй перед
Богом данною судьбою
И пей вино, раз
начертал Аллах
(Омар Хайям «РУБАИ».)
Обычно люди, которые лишают себя сексуальных радостей в жизни, не употребляют спиртные и другие легко возбуждающие средства (кофе, табак…) - люди с очень низким интеллектом и эмоциональное удовлетворения получают от религиозного дурмана, при помощи самовнушения приводя в особое состояние, которое сродни наркотическому опьянению. Называть таких людей, людьми с высокими моральными устоями - не от большого ума.
Попрекают Хайяма
числом кутежей
И в пример ему
ставят непьющих мужей.
Были б столько
заметны другие пороки –
Кто бы выглядел
трезвым из этих ханжей.
(Омар Хайям «РУБАИ».)
Люди, которые кроме вина и секса не знают других радостей жизни - достойны призрения.
Все хорошо в меру. Люди с высоким интеллектом стараются не выходить за определенные рамки.
Если Вы выдающийся ученый, то Бог простит ваши слабости: рюмку вина страсть к женщине. Если вы кроме вина не знаете других радостей в жизни – вы просто алкаш и ничего более, если кроме женщин Вас ничего интересует, то вы просто блядун.Ах, сколько,
сколько раз, вставая ото сна
Я обещал, что
впредь не буду пить вина,
Но нынче,
господи, я не даю зарока:
Могу ли Я не
пить, когда пришла весна?
(Омар Хайям
«РУБАИ».)
Для Омара Хайяма, занятия науками было главной радостью в жизни. С годами все меньше и меньше людей было в его окружении с которыми общение доставляло радость, так как Омар Хайям интеллектуально их перерос. Вином он пытался заглушить свою трагическую участь - быть одиноким.
Чтоб мудро жизнь
прожить, знать надобно немало.
Два важных
правила запомни для начала:
Ты лучше голодай,
чем, что попало есть.
И лучше одному,
чем вместе с кем попало.
(Омар Хайям
«РУБАИ».)
Последние 10-15 лет Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочинении книг и преподавания…» Эти годы, по-видимому, проходили тяжело. Он дружил только с книгой.
Как сообщает Бейхаки, в последние
часы своей жизни Хайям читал «Книгу исцеления Ибн-Сина». Он дошел до раздела «О
единстве и всеобщности», положил на это место зубочистку, встал, помолился и
умер.
Удивленья
достойны поступки творца!
Переполнены
горечью наши сердца.
Мы уходим их
этого мира, не зная
Ни начала, ни
смысла его, ни конца.
(Омар Хайям
«РУБАИ».)
Увы, участь любого гения - одиночество среди людей. Когда разрыв в знаниях между гением и остальной частью населения достигает определенного уровня, начинается отчуждение гения людьми и очень часто - травля.
Один китайский философ писал: «Я брожу среди людей, но радоваться как они простым и незатейливым вещам уже не могу. Я стал другим».
* - литературная
обработка Лимарева В.Н.
главная