Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

О чем не молчал Пьер Абеляр.

 

 

Удивительно, что в то время как с веками и сменой времен

возрастают человеческие знания обо всех сотворенных вещах, в вере же,

заблуждения, которые грозят величайшими опасностями, нет никакого движения

вперед.

(Пьер Абеляр,  1079-1142 гг.)

Комментарий Лимарева В.Н.

Традиционно Пьера Абеляра считают  великим схоластом.

Это вершина схоластической философской мысли.

В своих рассуждениях он пришел к выводу, что, накапливая знания об окружающем мире, т.е. познавая законы этого мира, мы пытаемся  опереться на устаревшие понятия, изложенные в трудах древних философов. На примитивное представление о Боге. О том, что фанатичная вера в  то, что Библия – есть сама истина, приводит к тупику в развитии человечества. Абеляр не сомневался в истинности самого христианства, но сомневался в доказательности христианского вероучения. Он считал, что христианская догматика настолько противоречива, что не дает возможности для полного познания Бога.

Пьер Абеляр писал:

«Если в какой-либо книге что-то нас поражает как абсурдное, то не будем спешить говорить: «Автор этой книги не придерживается истины». Куда справедливее и уместнее признать, что или в рукопись вкрались неточности, или истолкователь ошибается,  или мы сами не до конца понимаем читаемое».

Сам же Пьер Абеляра, подвергал критики не только некоторые положения религиозной догматики, но и критиковал Папу.

Религиозная элита посчитала, что труды Абеляра подрывает авторитет церкви.

В 1140 году  в г. Сансе был созван Собор, который осудил Абеляра, назвав его еретиком.  Философ обратился с апелляцией к папе Иннокентию 2 .  Папа подтвердил решение собора и осудил Абеляра на «вечное молчание».

О чем же не молчал Пьер Абеляр.

 

Иисус Христос. худ. Сальвадор Дали.

1.

Высшая правота Бога ничего не позволяет произойти беспричинно. Она же предопределяет во благо само зло, рассчитывая  использовать его наилучшим образом.

2.

Ищите и отыщите, стучитесь, и истина откроется Вам. Познай самого себя.

3.

Свободной воли, опирающейся на собственные силы человека, достаточно, чтобы создавать некоторое благо.

4.

Иудеи требуют чудес (от Иисуса), а эллины ищут мудрости, т.е. последние укрепляются в вере преимущественно доказательствами, подобно тому, как первые  - чудесами.

Есть чудеса, относительно которых можно впасть в сомнения, не сотворены ли они дьявольским наваждением.

5.

Адам передал нам не свой грех, а только кару за него.

6.

Распявшие Христа, не ведавшие его, не согрешили, ибо ничто из творившегося по неведению не должно вменяться в вину.

7.

Внешний поступок не делает человека ни лучше, ни хуже.

8.

Отец, который творит только из ничего, обладает особой силой сотворения, а не Мудростью или благом.

9.

Внешний поступок, желание этого поступка, вождение или удовольствия, которое он возбуждает, не есть грех, если у нас не возникло сознание подавить это удовольствие.

10.

Если после учения философов ты стал бы обсуждать их жизнь, как и жизнь прочих язычников, то ты смог бы обнаружить  у них правила истинной веры.

11.

Одно дело, когда истина глубоко исследуется путем обсуждения, другое – когда истина приспосабливается к пониманию всех.

12.

Этика является целью всех  наук.

13.

Христос для нас светоч морали, коей он непрестанно учил нас и которой мы все обязаны подражать.

14.

Есть порок, который очень часто теснейшим образом связан со знанием – это гордыня.

15.

В любом философском обсуждении авторитет становится на последнее место или вовсе не принимается во внимание, так как стыдятся приводить доказательства, протекающие от чьего либо суждения, т.е. авторитета.

16.

Уместнее опираться не на кропотливый труд, а на разум.

17.

Благом часто называют то, что вовсе не благо. То, что совершается с благими намереньями, иногда является истоком зла. Благом бывает и то, что не соответствует ни одному Божьему завету.

18.

Нельзя уверовать в то, что предварительно не понял.

19.

Предательство Иисуса произошло, как посредством самого Иисуса, так и Бога Отца и предателя Иуды.

20.

Если не определено различие между истинными и ложными доказательствами, то хитросплетение слов нельзя назвать мудростью.

21.

 

Некоторые пороки до такой степени близки к добродетелям, что легко обманывают своим подобием.

22.

 

Красноречивые еретики сетями своих утверждений завлекают в различные секты многих простаков, которые, не будучи искушены в доказательствах, принимают подобие за истину и ложь за разумное.

23.

 

Некоторые впадают в такое безумие, что считают, что вера скорей заключается в произнесении слов, нежели в духовном понимании и более присуща устам, а не сердцу.

Они похваляются, что он верят в столь великое, чего не в состоянии высказать устами, ни постигнуть разумом. Они до такой степени дерзки и высокомерны, что всех, кто отличается от них по вере, провозглашают чуждыми Божьего милосердия, считая только себя блаженными.

 

Биография Пьера Абеляра (1079-1142).

 

Пьер Абеляр родился во Франции в рыцарской семье. Он отказался от наследства и занялся изучением философии. Он посещал лекции различных французских католических теологов. Затем сам создал собственную школу  в Париже. В 114-1118 годах он возглавлял кафедру школы Нотр-Дам, в которую съезжались студенты со всей Европы.

В 1119 году влюбился в свою ученицу Элоизу, которая вышла за него замуж, у них родился ребенок.  Родственники Элоизы смогли расторгнуть этот брак, отправив Элоизу в монастырь. Монахом стал и Абеляр.  В монастыре он возобновил чтение лекций. Созванный в 1121 году в г. Суасоне специальный церковный собор  осудил Абеляра. По приговору суда он был вынужден бросить свои книги в огонь, и удалится в другой монастырь с суровыми условиями проживания. Затем условия его жизни были смягчены, он получил право жить вне монастыря.

В местечке близ г. Труа он построил молельню и стал давать уроки съезжающимся к нему молодым людям.

В 1136 г Абеляр возвращается к преподаванию в Париже. И опять успех среди молодежи.

В 1140 году собор в г. Сансе обвиняет Абеляра в ереси.

Папа Иннокентий 2 осуждает на вечное молчание.

В 1142 году в Клюни, во время молитвы, Абеляр скончался. На его могиле его друзья назвали его величайшим философом современности.

Свои мысли Абеляр изложил в следующих работах.

1)      «Да и нет».

2)      «Диалектика».

3)      «Христианская теология».

4)      «Введение в теологию».

5)      «Познай самого себя»

6)      «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином.» и т.д.

В 12 веке Пьер Абеляр дал толчок и изменению мировосприятие Христианской цивилизации. Предопределил дальнейшее развитие человечества. Он изменил отношения Личности к религии. Он вместо формулы: "Верую, чтобы понимать", стал употреблять: "Понимаю, чтобы верить."

  • «Нет Бога» – сказал безумец. (Схоластика).


  • главная