Лимарев В.Н.

 

Китайские ученые или почему китайская наука отстала от европейской.



1 часть.

Чему и как обучали в Китайских  шкалах в 17-19 веках, начале 20 века.

Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

В 1644 году маньчжурские завоеватели овладели Пекином и провозгласили императором Китая малолетнего маньчжурского князя Ши-цзу, основавшего династию Цин… Маньчжуры были немногочисленны (100 тыс.), и они не смогли бы утвердиться в Китае, если бы китайские полководцы не передавали свои армии завоевателям, а китайские чиновники не переходили на сторону врага.

После завоевания Китая  промышленность была разрушена, затем стала возрождаться в виде государственного кустарного производства. Порты Китая были закрыты для внешней торговли.  Практически все европейцы были изгнаны из Китая, религиозные европейские центры были закрыты.

Китай в 18 веке Китай стал полностью закрытым государством.

Китайским купцам запретили обучать иностранцев китайскому языку, плавать на иностранных судах, общаться с иностранными гражданами, изучать иностранные языки.

Новая династия Цин в конце 16 века навела жесткий порядок в соответствие с их восприятием неоконфуцианства.

Император считал необходимым воспитывать людей в духе конфуцианской морали. Основная обязанность человека - исполнение долга перед семьей и обществом. Главная нравственная обязанность защита жизни.

Конфуцианство стало религией.

Маньчжуры стали последовательно осуществляться конфуцианские принципы воспитания верхов и низов. Для подготовки армии чиновников - конфуцианцев была создана система образования, начиная от общинных (деревенских) начальных школ и уездных училищ до столичной Академии сынов отечества.

Главное внимание в школах уделялась изучению иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Многие иероглифы употребляются очень редко, так как встречаются только в классических литературных произведениях. Для чтения большинства текстов достаточно знать 10 тысяч иероглифов. Из них наиболее употребляемы всего 2 тысячи.

Китайская ученость состоит не только в том, чтобы знать иероглифы, но и уметь их писать. Иероглифы не только должны быть понятно написаны, но и красиво выглядеть. В Китае распространена поговорка “почерк – картина души”.

Состоятельный человек обязательно стремился иметь кабинет-библиотеку, где хранились конфуцианские книги. Это считалось признаком учености и мудрости, ибо через книги хозяин кабинета “советовался” с мудрецами.

Ученик обязан был заучить наизусть рассуждения такого рода: “существуют три категории отношений: между государем и чиновниками, отцом и сыном, мужем и женой; первое основывается на справедливости, второе - на любви, третье - на покорности.

Затем дети переходили к зазубриванию другого старинного текста “Байцзясин” (“Фамилии ста семей”), написанного в10 веке. Книга содержала список часто встречающихся китайских фамилий.

После изучения списка фамилий, ученики приступали к изучению “Цяньцзывэнь”. Текст, написанный в 6 веке,  состоит из 1000 иероглифов, из которых ни один не повторяется. Всю тысячу иероглифов надо было знать наизусть.

Затем ученики изучали “Книгу о сыновнем благочестии”. В понятие сыновнего благочестия вкладывалась не только любовь к своему отцу, но верноподданнические чувства к государю.

Обучение в начальной школе продолжалось 7-8 лет. Школьники успевали вызубрить 2-3 тысячи иероглифов и приобрести элементарные знания по китайской культуре и китайской истории. О других странах ученикам не рассказывали, даже о странах, граничащих с Китаем. Китайцы должны были себя ощущать центром мира. Все народы, которые находятся за пределами Китая, считались варварскими народами. Математика преподавалась на самом элементарном уровне, естественные науки вообще не преподавались. Человек, имеющий хорошие знания по математике, физике, химии, как и по другим естественным наукам не считался ученым, а считался ремесленником, к которому соответственно и относились как к ремесленнику.

 Часть.2

Отличие европейского ученого от китайского.

Бог преподает Адаму геометрию. худ. Жан Эффель

Таким образом, китайский ученый 18 века коренным образом  отличался от европейского ученого – естествознателя.

Китайские ученый 18- 19, начала 20 века  не занимался естественными науками, а был  человеком, хранящий в своей памяти большой объем информации, как компьютер. Он систематизировал её и на основании  этой информации определял,  каким должно быть взаимоотношение людей в государстве. Китайский ученый по своей сути не отличался от католического ученого-богослова.

Если в Европе, 12-13 веке  были заложены в католических школах  основы современного образования, основы  развития естественных наук, то в Китае естественные науки не развивались.

Если в Европе церковь, в соответствии со своей концепцией, не препятствовала изучению природных явлений, не тормозила развитие  естественных наук, то в Китае три сотни лет пытались законсервировать свои знания о природе.

Если в Европе научная мысль, глубокое понимания сути вещей  были главным для ученого, то в Китае было главным  знание  правописания  десятков тысяч иероглифов.

Если в Европе было главным  осмысленное восприятие научных текстов, то в Китае  главным было  знание назубок  священных конфуцианских текстов, многое их которых были путанными и противоречили друг другу  или содержали очень туманные измышления, которые можно было трактовать как угодно. Ученые эти туманные места  пытались осмыслить, вокруг этого и происходила  вся научная деятельность китайского ученого.

Письменность иероглифами -   большое зло для Китая, так как  много сил молодые люди тратили на то, что занимались зубрешкой материала,  который  мало был пригоден в повседневной жизни.  Детей не интересовало то, как размножаются тараканы или почему брошенные вверх предметы падают вниз, их мозг был перегружен бессмысленными упражнения, от которых он не развились, а тупели.

Часть3.

Современная европейская школа.

Европейская школа, пойдя апогей своего развития,  в настоящее время  находится в упадке.  Если раньше в европейских школах готовили  интеллектуалов, то в настоящее время готовят ремесленников, людей с узкой специализацией для занятия этими людьми определенной ниши в обществе. Упадок европейской цивилизации это, прежде всего,  упадок европейского образования, которое стала   давать низкопробное профобразование, почти полностью отказавшись от подготовки людей с широким кругозором, способным осмысленно воспринимать существующую действительность, т.е.  личностей.

Образованные люди на Западе: врачи, юристы, инженера, экономисты…это, по сути, ремесленники, т.е. они не отличаются в интеллектуальном развитии от других ремесленников, которые работают рабочими и освоили станки с программным управлением.

Часть 4.

Ученые в России.

Российская академия наук – изначально  была Академией наук, и там работали настоящие ученые. К сожалению, в настоящее время в Академии наук и  среди людей с учеными степенями  преобладают «китайские ученые».

Этому способствовала  застывшая  в своем  развитии марксистко-ленинская идеологи. Вырождение науки так же связанно с комплементарностью в научных  кругах, где ученые степени получали люди по блату. При защите ученых степеней  важен был не смысл якобы научного труда, а грамотность и правильность его оформления.  Любое отклонение от установленных каноном правил каралось отказом в защите. Ученые, вместо того чтобы заниматься научной работой, тщательно готовили защиту в соответствии с установленными канонами и заручались поддержкой якобы именитых ученых, возомнивших себя светилами науки.  Сколько сил уходило у молодых ученых на «лобзание ботинок» тех, кто должен был рецензировать их труд.

В настоящее время «грош цена» научным званиям.

Причин здесь несколько.

Это политика партии и правительства направленная   на обесценивания труда ученых. Грамотные люди их раздражают, потому что сами ни «шипко грамотные».

Ученые дискредитировали себя тем, что пропустили в свою среду людей,  которых интересовала не наука, как поиск истины, а наука как источник для существования.

Академия наук, лишенная опоры на власть,  превращается в коммерческую организацию.   Академия наук, деградировавшая  ещё при советской власти, подверглась уничтожению во времена перестройки и сейчас потихоньку помирает с уходом из жизни тех, кто действительно предан науке.


  • "АКАДЕМИК" ПЕТРИК КАК СИМВОЛ НОВОЙ РОССИИ?
  • Ответ на мою статью модератора "С О Ц И Н Т Е Г Р У М" а «Григория»
  • главная