Памятник Академику Сахарову

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Вокруг и около академика Сахарова.

Будущее может быть ещё более трагично. Оно может быть и более достойным человека, более добрым и разумным. Но его также может не быть совсем. Всё это зависит от всех нас...

( А. Д. Сахаров, "О стране и мире". )

 

1) Эволюция взглядов академика Сахарова.

А.Д. Сахаров родился в 1921 году в Москве "в интеллигентной и дружной семье". В своей краткой биографии Сахаров отмечал: " Я с детства жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи и такта, трудолюбия и уважения к высокому овладению избранной профессией".

Его семья была типична для основной массы среднеобеспеченной трудовой интеллигенции, которая создала свои нормы морали, свои высокие критерии жизненных ценностей, свое твердое понимание, как следует жить, в чем допустима уступчивость, а в чем надо быть непреклонным. К числу основных принципов семьи, оказавших большое влияние на формирование личности будущего ученого нужно, вероятно, добавить личную скромность, неприятие тщеславия его проявления вызывали улыбку и почти сострадание, полное отсутствие каких-либо излишеств в материальной сфере, примат духовного как саму собой разумеющуюся основу поведения. Столь же фундаментальными были чувство общественного долга и ответственности перед народом.(Из биографии Сахарова)

Биография академика Сахарове А.Д.(см.приложение)

“1”

Андрей Дмитриевич, был глубоко убежден в необходимости создания ядерного оружия в СССР. Честные люди во всего мира находились под впечатлением варварской бомбардировки США японских городов в 1945г. После разгрома фашисткой Германии гегемония в мире перешла к Соединенным Штатам Америки. США в войне практически не пострадали и на военных поставках в другие страны и послевоенного грабежа побежденных стран, и смогла заработать колоссальные дивиденды: более половины мирового запаса золота в результате войны перекочевала в заокеанские закрома. США стремились закрепить то уникальное положение сверхдержавы, в котором они находились. Заслуга Сахарова и других советских ученых того времени в том, что они создали противовес новому хищнику, стремящемуся к мировому господству

В 1948 году Тамм включил его в группу сотрудников организованную для исследования возможности создания водородной бомбы.

Андрей Дмитриевич работал с энтузиазмом, будучи, как и его товарищи по работе, убежден, что только равновесие вооружений может спасти мир от термоядерной войны. В июле 1953 года ему была присуждена докторская степень, а после успешного испытания первой водородной бомбы он был избран академиком. (Из биографии Сахарова)

“2”

В пятидесятые годы появились две державы, которые обладали ядерным оружием, США и СССР. После испытания водородной бомбы и понимая губительность для человечества последствий применения ядерного оружия, Сахаров принял активнейшее участье в борьбе за запрещение этого оружия. Тревога Сахарова не была безосновательная, так как в руках тщеславных людей, как в США, так и в СССР было оружие способное уничтожить все человечество, и его применение могло зависить от прихоти одного человека.

Во второй половине пятидесятых - начале шестидесятых годов у Сахарова формировался новый взгляд на общественно-политические проблемы. Вероятно, существенным толчком в этом стало разоблачение преступлений Сталина. Андрей Дмитриевич начал борьбу за прекращение тех. испытаний, которые не были нужны для совершенствования оружия. Специальными расчетами он доказал, какую опасность они несут жизни и здоровью десятков тысяч людей. Ему удалось сыграть существенную роль в заключении международного соглашения о прекращении ядерных испытаний /кроме подземных/,

(Из биографии Сахарова)

“3”

Период “оттепели шестидесятых” Сахаров начинает ясно осознавать, что государство, в котором он живет, не является совершенным, что ложь и лицемерие, как раковые метастазы, начинают пронизывать общество, что к власти все больше приходят люди, которые не действуют во благо общества…

В эмоциональном порыве Андрей Дмитриевич пишет в “Воспоминаниях”:

"Очень скоро я изгнал из этого мира Сталина... Но оставались государство, страна, коммунистические идеалы. Мне потребовались годы, чтобы понять и почувствовать, как много в этих понятиях подмены, спекуляции, обмана, несоответствия реальности... Потом я уже рассматривал наше государство на равных с остальными: дескать, у всех есть недостатки - бюрократия, социальное неравенство, тайная полиция... Это - то, что можно назвать теорией симметрии... И, наконец, уже в свой диссидентский период я пришел к выводу, что теория симметрии тоже требует уточнения. Нельзя говорить о симметрии между раковой и нормальной клеткой. А наше государство подобно именно раковой клетке - с его мессианством и экспансионизмом, тоталитарным подавлением инакомыслия, авторитарным строем власти...".

Эмоциональная оценка действительности еще неоднократно будет прослеживаться в работах Сахарова. Сахаров жил в условиях социалистического строя, ощущал лживость коммунистической пропаганды. Все же осмелюсь заявить, что это поверхностная оценка действительности. Если бы он жил на Западе то столкнись Сахаров с несправедливостью западного общества, его бездуховностью, деятельность Сахарова привела бы в строй критиков западного общества, и тогда раковой опухолью он бы назвал западное общество.

“4”

В СССР после оттепели шестидесятых годов, начался период реакции, когда пришедшие к власти силы во главе с Брежневым взяли курс на борьбу с инакомыслием, на создание бюрократического государства и формирование правящей партийной элиты, создание нового класса номенклатурных работников. Брежнев лично в этот период занимался кадровыми вопросами, считая их наиважнейшими. При формировании новой элиты упор делался не на людей талантливых и неординарных, способных преобразовать общество, а на людей преданных правящей элите, обладающих особыми способностями манипулировать общественным сознаем. Брежнев приступил к созданию паразитирующего класса в СССР. Он создал парт номенклатуру - элиту общества, которая пользовалась особыми привилегиями. В государстве созданном Брежневым невозможно было прогрессивное развитие, так как всякое инакомыслие подавлялось. Сахаров в этот период разочаровался в коммунистах, в том, что они строят социально справедливое общество. Брежневский режим в 1968 году бросил войска на подавление восстания в ЧССР.

Я видел кадры хроники тех лет, моменты снятые западными журналистами, когда наши войска входили в Прагу. С какой неподдельной ненавистью встречали их жители Праги. Разгром восставших в Праге ознаменовал конец оттепели шестидесятых. Плеяда честных людей, стремившихся преобразовать общество, вынуждена либо смериться с существующей действительностью. Они прекратили активное противодействие существующему режиму и стали жить мечтой о том времени, когда их мысли и их честное стремление создать новое общество будет востребовано. Часть людей, активных борцов против существующего в стране режима, открыто перешло в стан врагов СССР и стало диссидентами. Сахаров в этот период еще не отказался от своей мечты преобразовать социалистическое общество. Протестуя против ввода войск, он написал статью: "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе”.

В этой работе он осуждает не только действия правящего коммунистического режима, но и действия американцев во Вьетнаме, он писал:

“Во Вьетнаме силы реакции не надеются на желательный для них исход народного волеизъявления, применяют силу военного давления, нарушают все правовые и моральные нормы, совершают вопиющие преступления против человечности. Целый народ приносится в жертву предполагаемой задаче остановки "коммунистического потопа". От американского народа пытаются скрыть роль соображений личного и партийного престижа, цинизм и жестокость, бесперспективность и неэффективность антикоммунистических задач американской политики во Вьетнаме, вред этой войны для истинных целей американского народа, которые совпадают с общечеловеческими задачами укрепления мирного сосуществования”.

Сахаров видел основу для будущего прогресса в конвергенции социализма и капитализма, в сочетании лучших черт обеих систем.

Генерал Грубозабойщиков в статье “Единоборство с историей” пишет:

“Существует определенная логика в его работе. Эта логика была примерно такова. СССР, КПСС, КГБ – главные враги мирного сосуществования, социального прогресса и интеллектуальной свободы. Поэтому их нужно ликвидировать, как препятствие на пути к желанной конвергенции. Конечно, исключительно мирными и ненасильственными средствами”.

Критикуя данную работу, Солженицын писал:

“Нелепы и надежды Сахарова на конвергенцию, эта перспектива "довольно безотрадна: два страдающих пороками общества, постепенно сближаясь и превращаясь одно в другое, что могут дать? - общество, безнравственное вперекрест". Не спасет Россию и интеллектуальная свобода, как не спасла Запад, который "захлебнулся от всех видов свобод и предстает сегодня в немощи воли, в темноте о будущем, с раздерганной и сниженной душой".

“5”

Действия диссидента Сахарова с его идеями о конвергенции очень не понравились правящему коммунистическому режиму, и на Сахарова начались гонения. Что привело к ещё большей радикализации взглядов Сахарова. Как человек и борец за правду, вступивший в неравную схватку с режимом, он все более открыто стал переходить в стан врагов режима и идеализировать Запад. Коммунистические идеологи не смогли сломить волю сильного человека, но озлобили его. Таким образом, для честного и порядочного человека А. Д. Сахаров, оставлен был один путь обратиться за поддержкой к западным “доброжелателям”, которые превратили его в свое оружие в борьбе с коммунистическим режимом. Андрей Дмитриевич, к большому сожалению, в конце семидесятых и начале восьмидесятых стал игрушкой в руках западных спецслужб. Они играли на тщеславии и бедственном положении ученого в период травли. Как сильный человек он не был сломлен, но сломали его как личность. Сахаров в этот период, как масса прочих диссидентов, стал писать статьи в угоду своим покровителям, а точней хозяевам. Его статьи – пасквили стали охотно печататься на Западе.

“Взгляды Сахарова в те годы сильно радикализировались. Он уже не находил ничего хорошего в советском социализме и призывал Запад усиливать давление на СССР - и не только в торговле, но и в военной области. Сахаров даже упрекал США в прекращении их войны во Вьетнаме, которую можно было бы выиграть, приложив для этого более решительные военные и дипломатические усилия. В 1983 году Сахарову удалось передать письмо американскому физику Сиднею Дреллу, которое было опубликовано в летнем номере американского внешнеполитического журнала "Форин эфферс". Возражая Дреллу, Сахаров писал, что США не должны замораживать свои ядерные вооружения - напротив, им надо расширять производство и установку новых крупных ракет "МХ".

(Рой МЕДВЕДЕВ “Андрей Сахаров и Александр Солженицын”)

Интересно так же почитать, что писал о Сахарове этого периода Солженицын, эмигрировавший на Запад и быстро разобравшийся, в прелестях западной жизни.

“Сахаров, по мнению Солженицына, идеализирует Запад и совершенно не понимает национальных проблем России. "Развиваясь душевно и выстраивая всечеловеческие проекты, Сахаров, конечно, выполняет свой долг перед демократическим движением, перед "правами человека", перед еврейской эмиграцией, перед Западом - но не перед смертельно больной Россией. Многих истинных проблем России он не поднимает, не защищает так самозабвенно и горячо. Он показывает возможности русской совести - но будущее наше он рисует безнационально, в атрофии сыновнего чувства. От нашего тела рожден замечательный, светлый человек, но весь порыв своей жертвы и подвига он ставит на службу - не собственно родине… Сколько объединяет нас с Сахаровым: ровесники, в одной стране; одновременно и бескомпромиссно встали против господствующей системы, вели одновременные бои и одновременно поносились улюлюкающей прессой; и оба звали не к революции, а к реформам. А разделила нас - Россия…Сахаров все более уступает воле близких, чужим замыслам".

Но особенно возмущала Солженицына упорная защита Андреем Дмитриевичем права на эмиграцию как главного из всех прав человека; это и многим из нас было непонятно. "Да, - писал Солженицын в своем литературном дневнике в 1982 году, - сегодняшний Сахаров достаточно много видит в советской жизни, он не кабинетный удаленец. И - какую же вопиющую боль, какую страстную безотложную нужду он возносит правее и выше всех болей и нужд раздавленной, обескровленной, обеспамятненной и умирающей страны? Право дышать? Право есть? Право пить чистую воду, и не из колодцев прошлого века и не из отравленных рек? Право на здоровье? Рожать здоровых детей? Нет! Первейшим правом он объявляет право на эмиграцию! Это - сотрясательно, поразительно, это можно было бы считать какой-то дурной оговоркой - если бы Сахаров не произнес и не написал бы этого многажды".

(Рой МЕДВЕДЕВ “Андрей Сахаров и Александр Солженицын”)

Я не склонен в настоящее время драматизировать ситуацию. Я рассматриваю работы Сахарова, опубликованные в западной прессе, как акт отчаявшегося человека, человека у которого ненависть стала диктовать действия рассудку, а, как известно ненависть плохой советчик в делах. Сахаров не мог трезво рассуждать будучи молодым и одурманенным сталинской пропагандой и, благодаря этому, он активно работал над разработкой водородной бомбы. Так же трезво уже не мог рассуждать Сахаров в период ссылки в Горьком, когда ненависть к тюремщикам затмила рассудок.

Чтобы характеристика Сахарова периода его активной диссидентской деятельности была полной, хотелось бы предложить еще несколько цитат из труда Роя Медведева

“Для меня в то время было непонятно не поведение Сахарова, который был человеком в высшей степени искренним, но также и крайне непрактичным, далеким от какой-либо расчетливости. Непонятным было поведение членов его новой семьи, которые слишком сильно втягивали Сахарова в решение своих личных, материальных и квартирных проблем, а также далеко не самых трудных медицинских проблем, решение которых можно было найти и без длительных и опасных для здоровья академика голодовок, сопровождавшихся даже принудительным кормлением”.

Солженицын, оказавшись в Соединенных Штатах, мог излагать свои взгляды открыто и громко, и он объехал с разного рода выступлениями почти все западные страны. Он критиковал в своих выступлениях всех - и Запад, и Советский Союз, и нейтральные или неприсоединившиеся страны. Писатель крайне резко отзывался и о советских лидерах, и обо всех наиболее видных деятелях "третьей эмиграции", в том числе и о своих недавних соратниках по лагерной жизни и по работе в Москве. Однако он воздерживался и от похвал, и от критики в адрес Сахарова. "Вот ведь еще ж и хрупкость, какая, - записывал он в своем литературном дневнике, - Сахаров в ссылке, его и коснуться нельзя".

(Рой МЕДВЕДЕВ “Андрей Сахаров и Александр Солженицын”)

“6”

Судьба академика Сахарова изменилась, когда к власти пришел Горбачев. Приход к власти Горбачева - это была запоздалая победа шестидесятников. Преобразования в нашей стране начались с запозданием в двадцать лет, когда благие намерения большого количества честных людей, патриотов своей Родины были растоптаны бездушной брежневской диктатурой.

Днем 16 декабря 1985 года по специально установленному (в 3 часа ночи!) телефонному аппарату Сахарову позвонил М. С. Горбачев и сообщил о его освобождении.

С этого момента началась активная деятельность Андрея Дмитриевича на благо нашей страны, но, к сожалению, это уже был другой Сахаров: больной пожилой человек, с затаенной ненависть ко всему советскому

В 1988 г. А. Д. Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук.

Как депутат он работал в комиссии по разработке новой конституции страны и создал к ноябрю 1989 года собственный проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

Сахаров придавал наиважнейшее значение конституционному процессу в нашей стране и предполагал, что будет собрано Конституционное собрание и после всенародного обсуждения Конституция будет принята.

Мне бы хотелось привести ту часть Конституции Сахарова, которая отражает чаянья народа, его глубокую убежденность, в том, что Конституция должна способствовать счастью и прогрессу людей.

Это та часть конституции, с которой я полностью согласен, и под которой, я считаю, может подписаться любой честный и порядочный человек.

2) Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-Азиатский Союз. Советский Союз) - добровольное объединение суверенных республик Европы и Азии.

2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти - счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.

4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению мира во всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внутренних условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации экономического, социального и .политического развития во всем мире.
Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями.
В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как к единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в перспективе должно быть создание Мирового правительства.

5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности. Осуществление прав личности не должно противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН.
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.

6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -

Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные с убеждениями, если в них нет призывов к насилию, иного ущемления прав других людей или государственной измены.

7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат принципы плюрализма и терпимости.

8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.

9. Принцип презумпции невиновности является основополагающим при судебном рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.

10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в вопросах работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и получения образования по признакам национальности, религиозных и политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее снятия, а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола, возраста и состояния здоровья.

11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предоставления жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по признакам пола, национальности, религиозных и политических убеждений, возраста и состояния здоровья, наличия в прошлом судимости.

12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по старости для лиц, достигших пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут быть ниже прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи должны гарантировать уровень жизни всех членов общества не ниже прожиточного минимума.
Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе принципов социальной справедливости…

Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.(см.приложение)

"Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии - духовное завещание всем нам. В этом проекте нет точных юридических формулировок, требуемых для основного закона, не отражены многие вопросы, обязательные для включения в текст любой конституции, но зато есть идеи, имеющие глобальное значение для создания единого европейского и мирового дома, идеи которые внимательно должны быть изучены политиками и юристами".

Так писал о конституции Сахарова юрист А. Собчак.

Собчак осознавал глобальность предложенного проекта и понимал, что время реализации этих высоконравственных идей не наступило. В мире превалирует юриспруденция, разработанная западными учеными, поклонником которой был депутат Собчак, юриспруденция, которая заменяет мораль в западных странах.

Во второй статье сахаровской конституции в качестве цели народа и государства провозглашается " счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на земле, независимо от расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

Провозглашение этой цели народа накладывает огромную ответственность на руководителей государства и ставит перед потомками два вопроса, на который необходимо ответить

  1. Кто может быть избран в руководство государства, какими качествами должны обладать руководители государства.
  2. Как достичь поставленных целей, чтобы люди были счастливы.

Ни одна в мире конституция не содержит подобного пункта. Разве бывает другая цель у человека, чем быть счастливым. Изобилие материальных благ само по себе не может сделать человека счастливым. Это лишь необходимое условие, фундамент, на котором может быть построено общество всеобщего благоденствия, общество, в котором человека ждет полная смысла и счастья жизнь.

Другая идея Сахарова, как считал Собчак, является весьма важной для человечества. Это идея приоритета глобальных идей выживания человечества перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми, и личными интересами. Собчак, комментируя этот пункт сахаровской конституции, пишет: "Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать, что уже недалеко то время, когда подобная запись появится в качестве одного из главных принципов конституционного законодательства".

Вторая часть конституции Сахарова содержит рекомендации, как достигнуть всеобщего благоденствия, но, к сожалению, она немногим отличается от навязанных Сахарову моделей построения общества на западный манер. Частное предпринимательство и частная собственность превозносится Сахаровым, как пронация от всех бед. Но, тем не менее, если бы конституция Сахарова принималась бы конституционным собрание, возможно, наша страна бы имела самую передовую и прогрессивную конституцию.

О том что произошло с конституцией Сахарова, вспоминает Елена Боннэр – жена Сахарова:

“Я была категорически против, чтобы конституция принималась на конституционном совещании. Я настаивала только на Конституционном собрании! После того как пресловутое конституционное совещание сделало конституцию, ее неизвестно кто "подправил", и она оказалась сделанной под президента. У нас вообще, на самом деле, законодательной и представительной власти нет. Некое представительное совещание, а не власть.

Эта конституция представительную власть в корне уничтожила, поэтому о демократической организации нашего общества мы не вправе сегодня говорить. И виновата в этом наша политическая элита, интеллигенция. Если вы посмотрите старые кадры, Поповы, Собчаки, Старовойтовы, попавшийся на это умница Кронид Любарский, Сергей Адамович Ковалев - все сели в это собрание. И они нам сделали эту "конституцию", потому что когда нет ответственных, ее делает аппарат”…

 

Пройдет время и вновь перед нашим обществом станет вопрос об изменении конституции, и тогда ответственные и авторитетные люди соберутся вновь, базой для их работы станет невостребованная временем конституция Сахарова.


  • Освободите академика Сахарова от смирительной рубашки.

  • 2003 год.



  • главная