Лимарев В.Н.
Диалектика развития Вселенной и ...человеческой
цивилизации.
Глава 1.
Диалектический способ мышление. Гераклит. Аристотель.
Древнегреческие философы считали, что добиться истины можно
путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодолении этих
противоречий. Поиск истины путем раскрытия
противоречий в мышлении – диалектический способ мышления.
Диалектический способ мышления
распространился на явления природы и превратился в диалектический способ
познания природы. Этот метод рассматривает явления природы, как вечно движущие
и изменяющиеся, а развитие природы – как результат противоречий в природе, как
результат взаимодействия противоположных сил в природе.
Древнегреческий философ Гераклит учил, что все течет и непрерывно изменяется, возникает и исчезает; мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу.
Сущность мира составляет невидимая гармония, в которой исчезают все различия и противоположности.
По мнению Гераклита, превращения и восстановления совершаются параллельно.
В вечном однообразном ритме в определенные промежутки времени мир возникает из огня и затем исчезает, чтобы подобно фениксу, снова возродиться.
В этом не ослабляющем превращении не остается ничего постоянного, кроме того порядка, в котором происходит смена противоположных друг другу движений, закон смены, составляющего смысл и основу целого.
Если в борьбе противоположностей, вечно возникает что-то новое, но это новое всегда, вместе с тем, и погибающее.
Вершиной греческой философии считается Аристотель.
Аристотель считал: необходимо найти первопричину движения.
Первопричина движения Верховная Форма, верховное совершенное Бытие – иными словами Бог.
Бог Аристотеля - это чистый разум, не включающий материальные элементы. Его деятельность во всей своей полноте сводится к вечному самосознанию. Бог есть цель устремления и движения Вселенной – истинная причина динамизма природных форм.
Из всех живых существ лишь человек разделяет с Богом его природу – благодаря обладанию разума.
Форма отдалена от мира. Человека и Бога разделяют значительные расстояния.
Высшая способность человека - его разум – божественна, в развитии своих умственных способностей человек в определенном смысле может прийти к единению к Богу.
В то же время Аристотель видит первопричину
движения материи в неком природном феномене, в том, что природа вовлечена в
некие регулярные циклы, зависящие от движения небес.
Гераклит и Аристотель воспринимали мир, как в его вечном движении в соответствии с определенными законами его развития. Они говорили о неких циклах в развитии Вселенной. Они осознавали, что существует некий Высший Разум, который руководит этим процессом. Роль Бога в вечно меняющемся мире не была определена древнегреческими философами. Можно, анализируя их работы, воспринимать Бога, как некую силу первопричину движения и направляющую движение в соответствии с определенными правилами, но не обладающую разумом. В то же время Аристотель говорит об осмысленном руководстве Богом движением во Вселенной.
Я думаю, что представление о роле Бога у Аристотеля было несколько иным, чем общеизвестно из христианских источников, исказивших учение великого философа. Аристотель не предполагал, что движением неживой природы руководит Чистый разум, а считал, что роль Бога ограничена сферой живой природы и управлением человеческим обществом.
главная