Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

 

Диалектика развития Вселенной и ...человеческой цивилизации.

 

Глава 1.     Диалектический способ мышление. Гераклит. Аристотель.

 

Философы направляют людей с божественного благославения (еврейская живопись ).

Древнегреческие философы считали, что добиться истины можно путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодолении этих противоречий. Поиск истины путем  раскрытия противоречий в мышлении – диалектический способ мышления.

Диалектический способ мышления распространился на явления природы и превратился в диалектический способ познания природы. Этот метод рассматривает явления природы, как вечно движущие и изменяющиеся, а развитие природы – как результат противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе.

Древнегреческий философ Гераклит учил, что все течет и непрерывно изменяется, возникает и исчезает; мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу.

Сущность мира составляет невидимая гармония, в которой исчезают все различия и противоположности.

По мнению Гераклита, превращения и восстановления совершаются параллельно.

В вечном однообразном ритме в определенные промежутки времени мир возникает из огня и затем исчезает, чтобы подобно фениксу, снова возродиться.

В этом не ослабляющем превращении не остается ничего постоянного, кроме того порядка, в котором происходит смена противоположных друг другу движений, закон смены, составляющего смысл и основу целого.

 Если в борьбе противоположностей, вечно возникает что-то новое, но это новое всегда, вместе с тем, и погибающее.

Вершиной греческой философии считается Аристотель.

Аристотель считал: необходимо найти первопричину движения.

Первопричина движения Верховная Форма, верховное совершенное Бытие – иными словами Бог.

Бог Аристотеля  - это чистый разум, не включающий материальные элементы. Его деятельность во всей своей полноте сводится к вечному самосознанию. Бог есть цель устремления и движения Вселенной – истинная причина динамизма природных форм.

Из всех живых существ лишь человек разделяет с Богом его природу – благодаря обладанию разума.

Форма отдалена от мира. Человека и Бога разделяют значительные расстояния.

Высшая способность человека  - его разум – божественна, в развитии своих  умственных способностей  человек в определенном смысле может прийти к единению к Богу.

В то же время Аристотель видит первопричину движения материи в неком природном феномене, в том, что природа вовлечена в некие регулярные циклы, зависящие от движения небес.

Гераклит и Аристотель воспринимали мир, как в его вечном движении в соответствии с определенными законами его развития. Они говорили о неких циклах в развитии Вселенной. Они осознавали, что существует некий Высший Разум, который руководит этим процессом. Роль Бога в вечно меняющемся мире не была определена древнегреческими философами. Можно, анализируя их работы, воспринимать Бога, как  некую силу первопричину движения и направляющую движение в соответствии с определенными правилами, но не обладающую разумом. В то же время Аристотель говорит об осмысленном руководстве Богом движением во Вселенной.

Я думаю, что представление о роле Бога  у Аристотеля было несколько иным, чем  общеизвестно из христианских источников, исказивших учение великого философа. Аристотель не предполагал, что движением неживой природы руководит Чистый разум, а считал, что роль Бога ограничена сферой  живой природы и управлением человеческим обществом.

  • Роль Аристотель в формировании этнических ценностей Западной цивилизации.

  • главная