Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Диалектика развития Вселенной и ...человеческой цивилизации.

 

 

Глава 3. Человеческое и божественное в диалектике Гегеля.

 

Основные черты диалектики, как писал Фридрих Энгельс, были сформулированы философом  Г. Гегелем. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. беспрерывном движении, изменении, преобразовании и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения в развитии.

Человек и Вселенная (космическая фантазия)

История теперь уже не представляется диким хаосом бессмысленных насилий, а предстала  как процесс развития самого человека как процесс развития самого человечества. Задача мышления свелась к тому, чтобы проследить последовательные ступени этого процесса и доказать внутреннюю его закономерность среди кажущихся случайностей.

Задача же  эта  такова, что не может быть до конца разрешена отдельным человеком, так как любой человек ограничен пределами собственных знаний и воззрениями своей эпохи (Фридрих Энгельс).

В поиски истины Гегель, опирался на свое идеалистическое мировоззрение и вещи в своем развитии были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то еще до возникновения мира.

Диалектику Гегеля можно свести к трем законам:

Закон перехода количества в качество и обратно.

Закон взаимного проникновения противоположностей

Закон отрицания отрицаний.

В соотвествии с этими законами, Гегель Георг Вильям Фридрих  (1770-1855) стремился объединить человека и природу, дух и материю, человеческое и божественное, время и вечность. Он стремился постичь все изменения существования, объединение их  в одно диалектическое целое.

Всякая человеческая мысль и всякая действит6ельность содержит в себе противоречия.

Каждая фаза бытия заключает в себе внутреннее противоречие, и именно это служит  импульсом для продвижения к высшей более завершенной фазе. Благодаря непрерывному диалектическому процессу противоположения и единения, мир вечно прибывает в процессе самозавершения. Противоположности являются  логическим необходимыми  и подразумевающими друг друга элементами более высокой истины. Человеческий разум в его высшем развитии способен полностью постигнуть эту истину.

Гегель считал, что высшим основанием человеческого разума является Божественный Разум. Человеческий разум есть выражение Вселенского разума.

История человеческого разума это разрушение прежней формы сознания и переход на новую стадию самопознания.

Достижение полного завершения Абсолюта возможно только через диалектический процесс самосознания.  Абсолют (Вселенский Дух)  выражает себя в пространстве - как природа, во времени - как история.

Мир есть не что иное, как история раскрытия божественного начала, постоянный процесс становления. Процесс становления происходит в борьбе. В борьбе во имя осуществления мировой цели и назначения.

Человек  с его мыслями, культурой, историей - стержень, сосуд Божий.

Бог не находится по ту сторону творения. Он и есть сам процесс творения. Человек не просто покорно взирает на действительность – он деятельно принимает участие  в ее создании, и его история составляет  канву для ее совершения. Человек, в конце концов, обретает сознание самой себя. Поднявшись на вершину собственного развития, человек овладевает Абсолютной Истиной и осознает свое единство  с Божественным Духом.



  • главная