Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Вселенная Омара Хайяма.

 

 

Часть4.  

 

Супруги Мизун убеждают  в своей книге «Ислам в России», что пристрастие Омара Хайяма к вину  очень преувеличено и, как правило, является результатом ошибок переводчиков, которые не понимали глубоких философских мыслей заложенных в его стихах и любые аллегории воспринимали буквально.

Да, вероятно, переводчики грешили тем, что в стихи Омара Хайяма вкладывали свои мысли, тем самым, искажая мысли философа до неузнаваемости.

Но не надо предпринимать попытку из человека делать икону.

Я не вижу ничего особенно и более того не осуждаю, если Омар Хайям  любил иногда выпить и женщин.

*Мне  б хлеба и вина бы жбан

И ночью с тобой среди развалин

Я б пил вино и обнимал твой стан

И мне бы  позавидовал султан.

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

 Влюбленная пара. худ. Хусайн Бехзада (Иран)

Суфистов, а Омар Хайям им был, истинные мусульмане обвиняют не только в вольнодумии, но и в пристрастию к греховным радостям жизни.

Омар Хайям писал:

Мы как циркуль с тобою вдвоем на траве

Головы у единого туловища две.

Полный круг совершаем, на стержне вращаясь,

Чтобы снова попасть голова к голове.

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Между Омаром Хайямом – гениальным ученым, и Омар Хайямом -  человеком, которому были не чужды примитивные житейские радости, нет противоречия.

Омара Хайям - человек, который далеко опередил свое время, и поэтому, вполне естественна, глухая стена непонимания  современников. Он находил радость в употреблении вина, -  источнике положительных эмоций, приглушающем страдания непонятого гения. Оправдывая своё пристрастия, он считал, что Богу угодна его деятельность, а вино  - та радость, которой Бог награждает ученого.

Верующий в Бога Омар Хайям писал:

*Не соблазняйся тем, чего не существует

И не пленяйся тем, что неизбежно есть

Покорствуй перед Богом данною судьбою

И пей вино, раз начертал Аллах

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Обычно люди, которые лишают себя сексуальных радостей в жизни, не употребляют спиртные и другие легко возбуждающие средства  (кофе, табак…) - люди с очень низким интеллектом и эмоциональное удовлетворения получают от религиозного дурмана, при помощи самовнушения приводя в особое состояние, которое сродни наркотическому опьянению. Называть таких людей, людьми с высокими моральными устоями - не от большого ума.

Попрекают Хайяма числом кутежей

И в пример ему ставят непьющих мужей.

Были б столько заметны другие пороки –

Кто бы выглядел трезвым из этих ханжей.

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Люди, которые кроме вина и секса не знают других радостей жизни - достойны призрения.

Все хорошо в меру.  Люди с высоким интеллектом стараются не выходить за определенные рамки.

 Влюбленный старик. худ. Хусайн Бехзада (Иран) Если Вы выдающийся ученый, то Бог простит ваши слабости: рюмку вина страсть к женщине. Если вы кроме вина не знаете других радостей в жизни – вы просто алкаш и ничего более, если кроме женщин Вас ничего интересует, то вы просто блядун.

Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна

Я обещал, что впредь не буду пить вина,

Но нынче, господи, я не даю зарока:

Могу ли Я не пить, когда пришла весна?

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Для  Омара Хайяма, занятия науками было главной радостью в жизни. С годами все меньше и меньше людей было в его окружении с которыми общение доставляло радость, так как Омар Хайям интеллектуально их перерос.   Вином он пытался заглушить свою трагическую участь - быть одиноким.

Чтоб мудро жизнь прожить,  знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть.

И лучше одному, чем вместе с кем попало.

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Последние 10-15 лет Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом  сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочинении книг и преподавания…»  Эти годы, по-видимому, проходили тяжело. Он дружил только с книгой.

Как сообщает Бейхаки, в последние часы своей жизни Хайям читал «Книгу исцеления Ибн-Сина». Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности», положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.

Удивленья достойны поступки творца!

Переполнены горечью наши сердца.

Мы уходим их этого мира, не зная

Ни начала, ни смысла его, ни конца.

(Омар Хайям «РУБАИ».)

 

Увы,  участь любого гения - одиночество среди людей. Когда разрыв в знаниях  между гением и остальной частью населения достигает определенного уровня, начинается отчуждение гения людьми и очень часто - травля.

Один китайский философ писал: «Я брожу среди  людей, но радоваться как они простым и  незатейливым вещам уже не могу. Я стал другим».

 

* - литературная обработка Лимарева В.Н.



  • главная