Лимарев В.Н.

 

Парижский университет в 13 веке. Преподавание схоластики.



  • Старейшие университеты в Европе и годы их основания.(карта)
  •  

    1. Образование Парижского университета.

     

    В 1107-1108 г преподаватели и студенты Парижа объединились в корпорацию (университет). Создали свой устав, который был утвержден папой Пасхалием 2.

    В 1200 году папа Иннокентий 3 епископской школе при соборе Парижской Богоматери дает в качестве привелегии ситатус объекта независимого от светских властей. Эту дату французы приняли, как год образования университета.

    В 1229 г произошла драка между учениками Парижского университета и горожанами. Королевская полиция определила виновными студентов и жестоко их наказала. Профессора обратились с жалобой к королеве Бланке Кастильской. Она отказалась поддержать университет. Парижский университет прекратил занятие и преподаватели и студенты стали толпами покидать Париж. Университет прекратил свое существование. После вмешательства папских легатов правительница Франции Кастилия Бланка пошла на уступки.

    В 1231 году папой Григорием 9 университету были дарованы: освобождение от налогов, юридическая независимость и широкая автономия по организации учебного процесса и выбору программ.  Программы университета утверждались канцлером Собора Парижской Богоматери. Несколько позднее университет взяли под свой контроль, по поручению Папы, монахи нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.

    Просмотр книг при дворе короля. Миниатюра 15 века.

    В университете было четыре факультета.

    Подготовительный (младший) факультет искусств (семи свободных искусств).

    Семь свободных искусств: грамматика, риторика (умение составлять письма, юридические документы), диалектика, арифметика, астрономия (астрология), музыка, геометрия (фактически - география).

    Три старших факультета: теология, право, медицина.

    Юристы и медики учились пять лет, богословы - пятнадцать.

    В начале занятий.

     Преподаватель говорил: «С божьей помощью начнем !».

    Один из старших учеников выходил к кафедре и торжественно читал молитву, при первых словах которой все поднимались со своих мест.

     

    2. Преподавание теологии в Парижском  университете.

     

    В первые годы своего существования главной дисциплиной университета являлась теология. Теологию преподавали философы –схоласты. Схоласты систематизировали то, что имелось в священных писаниях и являлось  содержанием христианской веры. В Изначально, изучались труды схоласта Ансельма Кентерберийского (1033-1108).

  • «Нет Бога» – сказал безумец. (Схоластика).
  • Основа основ была Библия.

    Библия, если перевести с греческого, значит «книги».

    Считалось, что в Библии содержатся все знания о настоящем, прошлом и будущем.

    Первая книга начинается с сотворения мира, последняя пророчествует о его конце.

    Схоласты не подвергали даже сомнению тезис: «В Библии глубочайшая Истина, совершенная мудрость».

    Но подлинные тексты Библии практически не изучали студенты, а довольствовались толкованиями Святого Писания.

    Например, толкование Библии богословом Петром Ломбардским.

    Вот пример этого толкования:

    Цитата из Библии:

    «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды».

    Твердь – это небесный свод. т.е. небо.

    Выписки из богословских трудов, объясняющий  свойства тверди.

     «Небо ваше сделаю как железо…»

    «Небеса, что над головой, сделаю медью…:

    «Простираются небеса, как  шатер…» и т.д.

     

    Схоласты всему пытались дать объяснения. Эти объяснения в настоящее время могут вызвать лишь улыбку.

    (Из диалога между одним из первых схоластом Алкуином и сыном короля Пипина в начале 9 века.

     

    Пипин:

    «Что такое жизнь?»

    Алкуин:

    «Для счастливых – радость, для несчастных – горе, ожидание смерти».

    Пипин:

    «Что такое смерть?»

    Алкуин:

    «Неизбежное обстоятельство, неизбежная дорога, плач для оставшихся в живых…».

    Пипин:

    «Что такое человек?»

    Алкуин:

    «Раб старости, мимо проходящий путник, гость в своем доме».

    Пипин:

    «На кого похож человек?»

    Алкуин:

    «На сферу, окруженную шестью стенами: сверху, спереди, сзади, справа и слева».

    Пипин:

    «Сколько с человеком происходи перемен?»

    Алкуин:

    «Голод и насыщение, покой и труд, бодрствование и сон».

    Пипин:

    «Что такое сон?»

    Алкуин:

    «Образ смерти».

    Пипин:

    «Что составляет свободу человека?»

    Алкуин:

    «Невинность».

    Пипин:

    «Что такое голова?»

    Алкуин:

    «Вершина тела».

    Пипин:

    «Что такое тело?»

    Алкуин:

    «Жилище души».

    Пипин:

    «Что такое волосы?»

    Алкуин:

    «Одежда головы».

    Пипин:

    «Что такое борода?»

    Алкуин:

    «Отличие полов и почет зрелого возраста».

    Пипин:

    «Что такое мозг?»

    Алкуин:

    «Хранитель памяти».

    Пипин:

    «Что такое глаза?»

    Алкуин:

    «Вождь тела, вместилище света, истолкователь души».

    Пипин:

    «Что такое уши?»

    Алкуин:

    «Собиратели звуков».

    Пипин:

    «Что такое рот?»

    Алкуин:

    «Питатель тела».

    Пипин:

    «Что такое зубы?»

    Алкуин:

    «Жернова».

    Пипин:

    «Что такое солнце?»

    Алкуин:

    «Сияние шара, краса небес, счастье природы…».

    Пипин:

    «Что такое луна?»

    Алкуин:

    «Глаза ночи, подательница росы, предвестница непогоды».

    Пипин:

    «Что такое звезды?»

    Алкуин:

    «Пестрота неба, направительница мореходов, краса ночи».

    Пипин:

    «Что такое дождь?»

    Алкуин:

    «Зачатие земли, кончающееся рождением плодов».

    Пипин:

    «Что такое земля?»

    Алкуин:

    «Мать рождающихся, кормилица живущих, келья жизни, пожирательница всего».

    Пипин:

    «Что такое вода?»

    Алкуин:

    «Подпора жизни, омовение нечистот».

    Пипин:

    «Что такое снег?»

    Алкуин:

    «Сухая вода».

    Пипин:

    «Что такое год?»

    Алкуин:

    «Колесница мира».

     

    3. Пьер Абеляр в  Парижском университете.

     

    Парижский университет стал храмом науки, потому, что  Великий философ средневековья Пьер Абеляр преподававший в Парижском  университете   в годы его образования изменил отношения человека к вере.

    Он вместо принципа Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать» утвердил другой принцип: «Понимаю, чтобы верить».

    Лекции этого философа пользовались большим успехом. Молодые люди, ищущие истину, стали подвергать сомнению написанное в Библии.

    За это он был сужден церковниками, как еретик.

    Папа Римский осудил его на «вечное молчание».

    Но брошенные Пьером Абеляром зерна на благодатную почву Парижского университета в конечном итоге привели к бурному развитию науки, стали истоком современной цивилизации.

    Читайте:

  • О чем не молчал Пьер Абеляр.

  • Пьер Абеляр и Гуго Сен – Викторий предвестники перемен в средневековой Европе.
  • на главную