Лимарев В.Н.
Парижский университет в 13 веке. Преподавание схоластики.
1. Образование Парижского университета.
В 1107-1108 г преподаватели и студенты Парижа объединились в
корпорацию (университет). Создали свой устав, который был утвержден папой
Пасхалием 2.
В 1200 году папа Иннокентий 3 епископской школе при соборе Парижской Богоматери дает в качестве привелегии ситатус объекта независимого от светских властей. Эту дату французы приняли, как год образования университета.
В 1229 г произошла драка между учениками Парижского университета и горожанами. Королевская полиция определила виновными студентов и жестоко их наказала. Профессора обратились с жалобой к королеве Бланке Кастильской. Она отказалась поддержать университет. Парижский университет прекратил занятие и преподаватели и студенты стали толпами покидать Париж. Университет прекратил свое существование. После вмешательства папских легатов правительница Франции Кастилия Бланка пошла на уступки.
В 1231 году папой Григорием 9 университету были дарованы: освобождение от налогов, юридическая независимость и широкая автономия по организации учебного процесса и выбору программ. Программы университета утверждались канцлером Собора Парижской Богоматери. Несколько позднее университет взяли под свой контроль, по поручению Папы, монахи нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.
В университете было четыре факультета.
Подготовительный (младший) факультет искусств (семи свободных искусств).
Семь свободных искусств: грамматика, риторика (умение составлять письма, юридические документы), диалектика, арифметика, астрономия (астрология), музыка, геометрия (фактически - география).
Три старших факультета: теология, право, медицина.
Юристы и медики учились пять лет, богословы - пятнадцать.
В начале занятий.
Преподаватель говорил: «С божьей помощью начнем !».
Один из старших учеников выходил к кафедре и торжественно читал молитву, при первых словах которой все поднимались со своих мест.
2. Преподавание
теологии в Парижском университете.
В первые годы своего существования главной дисциплиной университета являлась теология. Теологию преподавали философы –схоласты. Схоласты систематизировали то, что имелось в священных писаниях и являлось содержанием христианской веры. В Изначально, изучались труды схоласта Ансельма Кентерберийского (1033-1108).
Основа основ была Библия.
Библия, если перевести с греческого, значит «книги».
Считалось, что в Библии содержатся все знания о настоящем, прошлом и будущем.
Первая книга начинается с сотворения мира, последняя пророчествует о его конце.
Схоласты не подвергали даже сомнению тезис: «В Библии глубочайшая Истина, совершенная мудрость».
Но подлинные тексты Библии практически не изучали студенты, а довольствовались толкованиями Святого Писания.
Например, толкование Библии богословом Петром Ломбардским.
Вот пример этого толкования:
Цитата из Библии:
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды».
Твердь – это небесный свод. т.е. небо.
Выписки из богословских трудов, объясняющий свойства тверди.
«Небо ваше сделаю как железо…»
«Небеса, что над головой, сделаю медью…:
«Простираются небеса, как шатер…» и т.д.
Схоласты всему
пытались дать объяснения. Эти объяснения в настоящее время могут вызвать лишь
улыбку.
(Из диалога между одним из первых схоластом Алкуином и сыном короля Пипина в начале 9 века.
Пипин:
«Что такое жизнь?»
Алкуин:
«Для счастливых – радость, для
несчастных – горе, ожидание смерти».
Пипин:
«Что такое смерть?»
Алкуин:
«Неизбежное обстоятельство, неизбежная
дорога, плач для оставшихся в живых…».
Пипин:
«Что такое человек?»
Алкуин:
«Раб старости, мимо проходящий
путник, гость в своем доме».
Пипин:
«На кого похож человек?»
Алкуин:
«На сферу, окруженную шестью
стенами: сверху, спереди, сзади, справа и слева».
Пипин:
«Сколько с человеком происходи перемен?»
Алкуин:
«Голод и насыщение, покой и
труд, бодрствование и сон».
Пипин:
«Что такое сон?»
Алкуин:
«Образ смерти».
Пипин:
«Что составляет свободу человека?»
Алкуин:
«Невинность».
Пипин:
«Что такое голова?»
Алкуин:
«Вершина тела».
Пипин:
«Что такое тело?»
Алкуин:
«Жилище души».
Пипин:
«Что такое волосы?»
Алкуин:
«Одежда головы».
Пипин:
«Что такое борода?»
Алкуин:
«Отличие полов и почет зрелого
возраста».
Пипин:
«Что такое мозг?»
Алкуин:
«Хранитель памяти».
Пипин:
«Что такое глаза?»
Алкуин:
«Вождь тела, вместилище света,
истолкователь души».
Пипин:
«Что такое уши?»
Алкуин:
«Собиратели звуков».
Пипин:
«Что такое рот?»
Алкуин:
«Питатель тела».
Пипин:
«Что такое зубы?»
Алкуин:
«Жернова».
Пипин:
«Что такое солнце?»
Алкуин:
«Сияние шара, краса небес,
счастье природы…».
Пипин:
«Что такое луна?»
Алкуин:
«Глаза ночи, подательница росы,
предвестница непогоды».
Пипин:
«Что такое звезды?»
Алкуин:
«Пестрота неба, направительница
мореходов, краса ночи».
Пипин:
«Что такое дождь?»
Алкуин:
«Зачатие земли, кончающееся
рождением плодов».
Пипин:
«Что такое земля?»
Алкуин:
«Мать рождающихся,
кормилица живущих, келья жизни, пожирательница всего».
Пипин:
«Что такое вода?»
Алкуин:
«Подпора жизни, омовение нечистот».
Пипин:
«Что такое снег?»
Алкуин:
«Сухая вода».
Пипин:
«Что такое год?»
Алкуин:
«Колесница мира».
3. Пьер Абеляр в Парижском университете.
Парижский университет стал храмом науки, потому, что Великий философ средневековья Пьер Абеляр преподававший в Парижском университете в годы его образования изменил отношения человека к вере.
Он вместо принципа Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать» утвердил другой принцип: «Понимаю, чтобы верить».
Лекции этого философа пользовались большим успехом. Молодые люди, ищущие истину, стали подвергать сомнению написанное в Библии.
За это он был сужден церковниками, как еретик.
Папа Римский осудил его на «вечное молчание».
Но брошенные Пьером Абеляром зерна на благодатную почву Парижского университета в конечном итоге привели к бурному развитию науки, стали истоком современной цивилизации.
Читайте:
на главную