Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

О чем человечеству еще рано знать: «Зачем все это?»

 

 

Часть первая.

Зачем все это?

 

Фрагмент  из статьи  А.Л.Чижевского  «Теория космических эр

 

Однажды я застал К.Э. Циолковского в глубоком раздумье.

К.Э. Циолковский (марки) (из коллекции Лимарева В.Н.)

Он не сразу заметил, что я вошел.

Но, увидав, поздоровался и предложил сесть рядом.

«Александр Леонидович», - сказал Циолковский:  «Сейчас я думал о вещах, не поддающихся объяснению. Мой мозг во многое может проникнуть, но всему есть границы».

«Да, действительно наши знания огромны, но все же знаем мы мало», - сказал я.

Он продолжал:

«Нет, это вопрос совсем другой категории. Это вопрос всех вопросов. Есть вопросы, о которых мы можем говорить, которые мы можем обсуждать, спорить, не соглашаться, но есть вопросы, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем  себе в минуты наибольшего понимания мира.

Это вопросы: зачем все это? Если этот вопрос возникает у нас в мозгу, значит мы уже не животные.

Зачем существует мир, Вселенная. Космос? Зачем? Зачем?

Глубокое понимание материи нам  пока недоступно. Но когда-то человечество приблизится вплотную к пониманию свойств материи, тогда и подойдет вплотную к вопросу: зачем?

Мы развиваем технику, и могущество человечества растет,  но вопрос:  зачем все это? - остается. К сожалению, наши философы не думаю о так называемой космической философии. А уж кому, как не философам  следовало бы заняться этим вопросом. Но они либо не понимают великого значения вопроса, либо просто боятся. Представьте себе философа, который боится. Демокрита, который трусит!

Говорят, что задавать  такой вопрос  - просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят - даже преступно.

Этот вопрос не требует  ни лабораторий, ни трибун, ни академий. Его не разрешил ни кто: ни наука, ни религия, ни философия».

«Может быть Вы, Константин Эдуардович, что-либо придумали» - спросил я.

Циолковский рассердился: «Придумали? Как Вы спрашиваете? Нечего мне ответить на этот вопрос».

«Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно ясно его сформулировать» - сказал я.

«Ну, это сколько угодно» - ответил Циолковский:

«Вопрос сводится к тому: Зачем и почему существует этот мир,  материя и все мы.

Какую миссию мы выполняем. К каким высотам идет человечество...

По моим рассуждениям человек недорос до решения такого рода проблем, либо природа (Высший Разум)  хитрит с нами, боится, чтобы человек не узнал больше, чем то, что положено по уставу. А об этом уставе и мы тоже ничего не знаем путного».

Потом  Циолковский добавил:  «Раз в природе существует мозговой аппарат человека, а для его создания природе понадобилось миллиарды лет, значит, он природе необходим, а не является случайностью или капризом природы».

Вопрос: зачем все это?  мог быть задан человеком находящимся только на вершине познания. Кто пренебрегает этим вопросом, тот значит, не понимает его значения, ибо материя в образе человека, дошла до постановки  такого вопроса и властно требует ответа на него. И ответ на этот вопрос будет дан не нам, конечно, а нашим потомкам, если род людской сохранится на земном шаре до того времени, когда ученые и философы построят картину мира близкую к действительности.

«И это все, о чем Вы говорили, некоторые называют ненаучностью» – подлил я масла в огонь.

«Вои именно ненаучностью!... воскликнул Циолковский:

«Научно все, что мы держим в руках, ненаучно все, что мы не понимаем. С таким ярлыком далеко не уйдешь. И в то же время мы знаем, что знаем мало, очень мало из всего того, что предлагает природа нашему изучению... Еще весь мир  нам предстоим изучить – так много в нем неизвестного и просто-напросто непонятного, а мы уже устраиваем заборы: это можно, а этого нельзя!.. Это бери и изучай, а этого не смей трогать... Есть силы, которые запрещают думать и разрабатывать неясные вопросы, которые задает нам мозг. Не спорю, быть может это даже хорошо для процветания человечества. Ибо близкое знакомство с некоторыми вещами может быть пагубно для людей. Ну, представьте себе, что мы бы вдруг научились бы вещество полностью превращать в энергию. Ну, тогда при человеческой морали – пиши пропало, не сносить людям головы. Земля бы превратилась в ад кромешной: люди бы камня на камне бы не оставили, не то, что людей. Человечество бы было уничтожено! Вот тут - то и необходимо  запрещение – строгий запрет в разработке проблем в структуре материи. Но этот запрет затормозит развитие науки и поэтому исследования продолжаются. По-видимому, прогресс невозможен без риска! При этом человечество рискует воистину всем».



  • главная