Лимарев В.Н.

Теория «Этногенеза».

Этнические ценности.

 

Когда какой-либо народ долго и спокойно живёт на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения единственно возможны и правильны.

(Л.Н Гумилёв)

Человек не может жить вне общества,  жизнь в обществе предполагает соблюдения человеком опредёлённых правил общежития. Как и в первобытном обществе, так и в цивилизованном обществе основой взаимоотношения между людьми является представления о добре и зле.

Взаимоотношения в первобытном обществе.

Что хорошо, а что плохо для людей, разумеется, определяли боги. Боги определили, как должен вести себя человек  в обществе, в котором он живет; как должен относится к членам своей семьи, к соседям, к приближенным вождя, и какие обязанности он выполняет перед обществом. Во главе угла каждого общества лежит идея устройства справедливого общества.

В каждом обществе определена шкала ценностей; что приоритетным является для члена общества;  чаще это забота о материальном благополучии государства, и  вместе с тем забота о семье, поклонение богам – неукоснительное соблюдение ритуалов, и выполнение общественных повинностей.

  Идеи об устройстве общества, и являются главной этнической ценностью. Когда в группе этносов существуют похожие взгляды на мироустройство, то можно говорить об суперэтнической ценности.

 Главные этнические ценности подчас оформляется в виде законодательства данного сообщества или свода этических правил.

 Этническими ценностями так же является производственные отношения людей в сообществе, свод законов, которые направлены на поддерживание экономического благополучия общества.

Этнической ценностью так же является  отношения общества к  обороне общества, и соответствующий  свод законов.

Представление об окружающей действительности людей имеющих духовную близость - это мировосприятие этноса.

На протяжении всего существования цивилизованного общества, существовали сообщества людей имеющих разные этнические и суперэтнические  ценности. 

Различие взглядов на мироустройсво и приводило  к постоянным конфликтам между народностями – суперэтносами.

Конфликт – это катализатор для прогресса; во время конфликта общество, как и его члены, находятся в состоянии наивысшего напряжения, и в этом состоянии находятся новые неожиданные решения для самоутверждения нации – этноса. Конфликт приводит к победе сильнейшего, более жизнестойкого общества на данном этапе развития человечества. Как правила победа бывает неокончательная, – поверженный суперэтнос вновь находил в себе силы воспрянуть, и ситуация подчас менялась на противоположную.

При борьбе этносов, поглощение, или точней вхождение более слабого этноса в этническое сообщество повсеместное явление. Очень часто этнос в какой-то мере терял свою самобытность, принимая этнические ценности этноса победителя или более могущественного этноса. В этом случаи можно говорить о вхождение этноса в сеперэтническое сообщество. Моментом полного разрушения этноса можно, условно, считать момент, когда полностью выходит из употребления язык этноса.

Этническая ценность суперэтноса постоянно подвержена  ревизии  членами сообщества, происходит постоянная атака со стороны активных членов сообщества в попытке  изменить общепринятых правил человеческого общежития. На первых этапах развития сообщества, вносятся коррективы в первоначально принятые законы, стараясь, при этом, оставить без изменения главные, основополагающие  принципы. Идет борьба, споры вокруг толкования основополагающих принципов, являющихся базой, основой принятой идеологии.

По мере укрепления суперэтнического сообщества, наступает момент, когда любая ревизия законодательства отвергается элитой общества, общество становится консервативным. Любые предложения о модернизации законодательства  отвергаются правящей элитой. Люди, которые генерируют новые идеи, подвергаются преследованиям, их идеи объявляются ложными ценностями.

В тоже время жизненная ситуация в мире постоянно изменяется, консервативная система не может уже обеспечить духовные запросы нового общества.

Изменяется отношение к этническим ценностям у правящей верхушки общества, происходит, прежде всего, потому, что правящая верхушка начинает игнорировать этические правила общежития, лицемерно продолжая призывать общество к неукоснительному соблюдению законов. Все это приводит к разочарованию в этнических ценностях, и как результат их утрате.

18 Декабря 2001 г.

  • главная