Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Отличие иезуитского обучения от обучения в янсенистских школах.

 

Часть 6. Школы янсенистов в 17 веке. Б. Паскаль.

 

Читающий мальчик.

Янсенисты были поборниками новых и прогрессивных методов воспитания, предложенных выдающимся педагогом Яном Амоном Коменским (1592 -1670), который выступил против схоластических норм воспитания (формализма, авторитаризма, казуистики…).

Он внедрял совместное обучение детей из всех сословий, учет индивидуальных особенностей и культуры воспитуемых.

Основную  опору при обучении он делал на опыт и наглядность.

  При обучении, янсенисты старались развивать в детях способность к самостоятельному творческому мышлению.  Атмосфере карьеризма и соперничества в иезуитских школах они противопоставили  дух солидарности и взаимопомощи, строгую нравственность.

Над учебниками для янсенистских школ трудились многие  французские ученые. Янсенисты издали «Логику, или искусство мыслить" - автор   А. Арно и П. Николя. «Общую систематическую грамматику», «Элементарную геометрию» - К. Лансело.

Принимал участие в написании  книг для учеников янсенистских школ и великий ученый  Б. Паскаль.

Опорой янсенизма стал во Франции Пор-Рояль, главой которого с 1636 г. был Жан Дювержье де Горани или аббат Сен-Сиран, друг и единомышленник Янсения.

Активное участие в борьбе янсенистов против иезуитов принимал Б. Паскаль.

Паскаль.

Который, бросая вызов в лицо иезуитам, писал:

«Я не боюсь вас… от мира я ничего не ожидаю, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; я не нуждаюсь в милости Божьей, ни в богатстве, ни в личной власти. Вы можете затронуть Пор-Рояль, но не меня…

Паскаль  говорил: «Опыт заставляет нас видеть огромную разницу между добротой и набожностью», и о том, что лучше  вообще не иметь никакой религии, чем иезуитское её понимание.

Вы можете использовать насилие против священников и докторов, но не против меня, ибо я не имею этих званий».

Паскаль разоблачает общий принцип иезуитов, благодаря которому они освобождают грешников от нравственной ответственности и легко отпускают им грехи, не ожидая от них отказа от прежней жизни, ни раскаяния, кроме обещаний, много раз нарушаемых.

 

Паскаль был убежден, что при обучении необходимо обращаться к разуму человека, а не его чувствам.

Паскаль убежден, что для человека: разум должен быть критерием истины и «правовым судьей» в любом споре.

Разум и чувства ведут междоусобную войну, которая является причиной многих заблуждений. В этой борьбе чувства и разум взаимно обманывают друг друга «ложной видимостью».

Разум является «законным судьей в вещах естественных и познаваемых. Правда он не может все доказать, но всего и доказывать не надо: не нужно доказывать то, что, несомненно, чувствуется и  не нуждается в доказательствах разума.  Естественная ограниченность восполняется внешними чувствами и сердцем.

  • главная