Лимарев В.Н.
Отличие иезуитского обучения от обучения в янсенистских школах.
Часть 6. Школы янсенистов в 17 веке. Б. Паскаль.
Янсенисты были поборниками новых и прогрессивных методов воспитания, предложенных выдающимся педагогом Яном Амоном Коменским (1592 -1670), который выступил против схоластических норм воспитания (формализма, авторитаризма, казуистики…).
Он внедрял совместное обучение детей из всех сословий, учет индивидуальных особенностей и культуры воспитуемых.
Основную опору при обучении он делал на опыт и наглядность.
При обучении, янсенисты старались развивать в детях способность к самостоятельному творческому мышлению. Атмосфере карьеризма и соперничества в иезуитских школах они противопоставили дух солидарности и взаимопомощи, строгую нравственность.
Над учебниками для янсенистских школ трудились многие французские ученые. Янсенисты издали «Логику, или искусство мыслить" - автор А. Арно и П. Николя. «Общую систематическую грамматику», «Элементарную геометрию» - К. Лансело.
Принимал участие в написании книг для учеников янсенистских школ и великий ученый Б. Паскаль.
Опорой янсенизма стал во Франции Пор-Рояль, главой которого с 1636 г. был Жан Дювержье де Горани или аббат Сен-Сиран, друг и единомышленник Янсения.
Активное участие в борьбе янсенистов против иезуитов принимал Б. Паскаль.
Который, бросая вызов в лицо иезуитам, писал:
«Я не боюсь вас… от мира я ничего не ожидаю, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; я не нуждаюсь в милости Божьей, ни в богатстве, ни в личной власти. Вы можете затронуть Пор-Рояль, но не меня…
Паскаль говорил: «Опыт заставляет нас видеть огромную разницу между добротой и набожностью», и о том, что лучше вообще не иметь никакой религии, чем иезуитское её понимание.
Вы можете использовать насилие против священников и докторов, но не против меня, ибо я не имею этих званий».
Паскаль разоблачает общий принцип иезуитов, благодаря которому они освобождают грешников от нравственной ответственности и легко отпускают им грехи, не ожидая от них отказа от прежней жизни, ни раскаяния, кроме обещаний, много раз нарушаемых.
Паскаль был убежден, что при обучении необходимо обращаться к разуму человека, а не его чувствам.
Паскаль убежден, что для человека: разум должен быть критерием истины и «правовым судьей» в любом споре.
Разум и чувства ведут междоусобную войну, которая является причиной многих заблуждений. В этой борьбе чувства и разум взаимно обманывают друг друга «ложной видимостью».
Разум является «законным судьей в вещах естественных и познаваемых. Правда он не может все доказать, но всего и доказывать не надо: не нужно доказывать то, что, несомненно, чувствуется и не нуждается в доказательствах разума. Естественная ограниченность восполняется внешними чувствами и сердцем.
главная