Лимарев В.Н.
Эволюция
человеческой цивилизации.
Часть 4. Этногенез человеческой цивилизации.(Теория этногенеза человеческой цивилизации.)
Глава 9.
Этапы глобализация человеческой
цивилизации.
«Политика – концентрированное
выражение экономики».
(В.И. Ленин)
1 этап
(42-19 в до н.э.)
Этап
глобализации: охота на людей.
Вся
история цивилизованного человечества это непрерывная череда войн.
Войны были вызваны несколькими причинами, главная из которых: охота на людей с целью захвата пленных и превращения
их в рабов.
Рабский труд в сложившихся экономических
условиях 4-3 тыс. до н.э. стал выгоден. Так
как раб мог не только прокормить себя,
но и произвести избыточный продукт, который присваивался рабовладельцем. Во
время военной экспедиции производился
так же захват и присвоение чужого имущества, это, прежде всего, скот и
запасы продовольствия. И
уже параллельно решался вопрос по информационному обмену между воюющими
сторонами. Нападающая сторона невольно
знакомилась с бытом покоренных народов, их мировоззрением, перенимала опыт по
ведению хозяйства, технологию изготовления предметов быта и оружия,
строительству зданий и сооружений. Параллельно
развивалась следующая форма глобализации, когда пришлый народ покорял
аборигенов и заставлял их платить себе дань и обслуживать себя, т.е.
создавались химеры, перерождающиеся в симбиоз двух народов. Как
пример военные походы за рабами, которые организовывали фараоны в Древнем
Египте и цари в Месопотамии. Древнейшие указания на существование рабовладельческих
государств на территории Месопотамии
относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Межгосударственная
торговля в этот период была в зачаточном состоянии. 2 этап (18 в до н.э. - 6 век н.э.) Имперский период
глобализации.
Охота на людей продолжалась и в этот этап развития человечества, но
постепенно основной упор при экспансии
агрессивного народа был захват территорий и объявление этих территорий
собственностью императора.
Захваченные
территории включались, как провинции, в
состав империй, при этом коренные жители или обращались в рабов или
становились людьми второго сорта.
Их
заставляли работать на их же полях и пасти их же скот, но при этом народ
завоеватель присваивал значительную
часть произведенного продукт себе, оставляя зависимому народу только минимум необходимый для восстановления
затраченных сил и самовоспроиводства, так появилась классовая или кастовая зависимость.
Эта
формам эксплуатации играла очень важное
значение для эволюции человечества. Не занятые в повседневном изнурительном
труде, народ завоеватель, при успешном паразитировании на труде низших каст мог себе позволить уделять
много времени на непроизводительную сферу деятельности, такую как занятие
науками и искусствами. Как правило, благодаря тому, что народ-паразит мог
уделять много времени философскому осмыслению существующей действительности,
образованию своих детей, интеллектуальный уровень господствующего класса был
выше, чем у покоренного народа.
Из
истории Месопотамии:
Около 1742 г до н.э. кассидский вождь Гадаш совершил вторжение в Вавилонию
и присвоил себе пышный титул «царя четырёх стран света, царя Шумеры и Аккада,
царя Вавилона, одна реально завоевать страну он ещё не смог, и довольствовался
тем, что создал небольшое Кассидское государство.
Создание государства Кассидов напомнило мне об истоках римского
государства, об образовании города Рим. Кассиды, как и римляне, постепенно в
упорной борьбе завоёвывали окрестные земли, соседние минигосударства, подчиняя
их своей воле.
Во
время завоевания одного народа другим решался и другой вопрос это смена
выродившейся элиты общества на пришлую элиту.
Завоевание
народом с низким уровнем развития народа
стоящего на более высоком уровне развития приводило к смене элиты у основной
массы населения, находящего рабском или
полурабском положении. Новая элита не только осваивала достижения покроенного
народа и вносила свою лепту в формирования нового, более прогрессивного
мировосприятия, поднимая, после небольшого спада, общество на новую ступень
развития.
Римская
империя стремилась к захвату новых
территорий, при этом отличалась
веротерпимостью, веротерпимость была заложена в самой римской религии.
Но уже в этот
период человеческой истории идеология начинала играть свою роль, так как
римляне оправдывали захват новых территорий, как стремление установления нового
порядка в соответствии с принципами
идеальной государственности по Платону и Аристотелю.
В этот период
начинает процветать торговля, как внутри
империй, так и с соседними народами, что в значительной мере
способствует глобализации человеческой цивилизации.
3 этап
(7 в н.э. – 30 век н.э.)
Идеологическая глобализация.
Идеологическая глобализация наступила после утверждения христианства никейского направления в Византии и Европе и утверждения буддизма хинаяна в Бенгалии, а затем и Тибете. Затем мусульманская идеологическая экспансия.
Слово Божье – язычникам.(Об аварах, моравах, Кирилле и Мифодии.)
В этот период глобализации размеры империй достигают огромных размеров. В 18-19 веку нашей эры мир был поделен между несколькими империями. Покоренным
народам навязывалась идеология народа победителя.
По-прежнему
императоры в Европе стремились к
территориальным приобретениям, но их войны приобретали все больше религиозную,
точней идеологическую окраску.
Колонизация
Испании и Португалией территорий в Америке, Африке и Азии производилась под
лозунгом приобщения туземцев к истиной вере.
Английская
колонизация, изначально направленная на захват территорий и порабощения
туземного населения, вскоре стала приобретать идеологическую окраску, так как англичане
утверждали в покоренных ими странах демократию.
В
настоящее время в период неоколониализации, империя США зиждется на
идеологической основе, они контролируют власть в большинстве странах мира под
флагом защиты демократических ценностей.
В
будущем, после крушения неоколониальной империи США, при
интеллектуально-гуманистической глобализации, идеологическая экспансия будет иметь решающую роль.
После
образования государств, где государственной идеологией будет
интеллектуально-гуманистическая идеология, начнется военная экспансия. В
покоренных областях, опираясь на новую идеологию, захватчики будут
производиться преобразования.
Примером идеологической экспансии являются
действия идеологов марксизма во времена СССР, когда в покоренных государствах
внедрялась марксистко-ленинская идеология и социалистическая система хозяйствования.
Корнями
новой интеллектуально-гуманистической идеологии является марксистко-ленинская
идеология.
В настоящее
время торговые и экономические связи между отдельными регионами и государствами
приобретают приоритетное значение, и создается впечатления, что они доминируют
над идеологией, это действительно так. Но
это кратковременный период, вызванный тем, что Западная цивилизация вступила в фазу обскурация.
главная