Книги писателя Лимарева В.Н.

Завещание социалиста-утописта Р. Оуэна человечеству.

(Человек, который опередил свое время)

РЕФЕРАТ

1. Завещание Оуэна.

Роберт Оуэн

Система, на основе которой действуют все народы Земли, порочна в самой основе;

главный порок этой системы состоит в господстве невежества и заблуждения,

никакая разумная и чистая личность не может и не должна терпеть эту систему, при которой “ленивые”, бесполезные и порочные управляют населением мира, в то время как полезные и истинно добропорядочные уничтожаются и подавляются первыми.

Нельзя позволить, чтобы лица, испорченные этой системой, управляли народами мира. Обращаясь ко всем честным и добрым людям, Оуэн писал: “Я бы советовал вам не допускать больше невежественных, ленивых, самонадеянных и порочных ведать благополучием, жизнью и счастьем вас и ваших семейств…”

Однако все живущие люди – страдающие жертвы этой проклятой системы. Все заслуживают сожаления. Поэтому великая революция, которая должна покончить с нею, в принципе будет проходить мирно, по возможности, никому не причиняя вреда.

Человечество ждет великое и прекрасное будущее, построенное на основах разумного существования – существования, где единственным видом соперничества будет соперничество в деле производства наибольшей суммы прочного счастья для человеческого рода.

Путь в рациональное и счастливое будущее не может быть проложен насилием и кровью, одно лишь покоряющее нравственное влияние, сила убеждения и примера должна побудить людей действовать в пользу нового мира.

(Опубликовано 29 марта 1834 года в газете “Кризис”)

2. Роберт Оуэн – биографическая справка.

Роберт Оуэн родился в мае 1771 г. в небольшом городке Ньютаун в Северном Уэльсе в семье мелкого ремесленника.

В десятилетнем возрасте он покинул родительский кров и без гроша в кармане отправился в Лондон. В течение четырех лет работал учеником в торговом предприятии в небольшом городке Стамфорд, затем приказчиком в галантерейном магазине. В 1787 году он переехал в Манчестер – центр хлопчатобумажного производства. Молодой энергичный человек занял деньги и вместе со своим другом в1789 году основал заводик по производству прядильных машин. Но вскоре союз распался, и Оуэн, в результате раздела имущества, получил три прядильные машины. Он устроил собственную ткацкую фабрику, которой с успехом руководил. При этом проявил себя выдающимся организатором и стал крупнейшим специалистом в области хлопкопрядения.

Дальнейшая жизнь Оуэна получила другую смысловую нагрузку.

Благодаря своей энергичной деятельности он смог расширить свою предпринимательскую деятельность, и уже в 1880 году он был директором и совладельцем прядильной фабрики, на которой работало порядка 2000 рабочих. Имея достаточный доход, остальную часть жизни Оуэн посвятил экспериментам по улучшению жизни людей на его фабрике. Главной целью считал – всеобщее счастье и благополучие. Боролся за улучшенине труда рабочих не только на своей фабрике, но и во всей Англии.

Не найдя поддержки других предпринимателей и английского парламента, решил сам организовать на независимой территории коммуну, в которой отношения между людьми строились бы на гуманистических принципах.

В 1824 году Оуэн уехал в Америку, купил там участок в 12 тыс. гектар, где организовал коммуну “Новая гармония”. Коммуна должна была стать прообразом нового общества. Этот опыт закончился неудачей. В 1829 году он вернулся в Англию, где примкнул к профсоюзному движению. В 1833 году основал Великий национальный союз профессий, который распался уже в 1835 году.

После этого сделал ещё одну попытку организовать коммуну, которая была неуспешной, как и первая.

Далее до самой смерти он занимался пропагандой своих идей по преобразованию общества.

Умер он 17 ноября 1858 года.

Перед смертью его посетил епископ, который обратился к нему со следующими словами:

“Сын мой, не раскаиваетесь ли вы в том, что безумно потратили свою жизнь на тщетные усилия и невыполненные планы?”

Оуэн ответил: “О, нет, милостивый государь, я не даром потратил жизнь, я возвестил миру важные истины, и если мир не принял их, то только потому, что он их ещё не понял. Могу ли я за это порицать его? Я опередил свое время”.

3. Человек, который опередил время.

Время скоротечно. и для развития цивилизации –полтора века, которые прошли после смерти Оуэна - это мгновенье. Мир продолжал меняться, но, увы, не в указанном Оуэном направлении.

По-прежнему актуально то, что сказал в начале 19 века Оуэн:

“Существует лишь два начала, которые могут управлять человеческим родом, - добро и зло. Человек сам создает зло, которое его окружает, потому что он невежествен и со дня своего рождения окружен различными предрассудками и заблуждениями.

Власть предрассудков – это власть зла, в них извращается простая и естественная сущность человеческой жизни, они мешают людям жить нормально (счастливо). При этом каждый человек остается обособленной, индивидуальной единицей, господствуют эгоистические настроения. Сильные господствуют, окружая себя обилием привилегий и жизненных благ, слабые смиренно и униженно довольствуются остатками с барского стола.

Люди, способные создать наилучший и радостный мир, вынуждены жить в худшем из миров, терзая и мучая друг друга”.

“Частная собственность”, - писал Оуэн, - “была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком. Владельцы частной собственности становятся невежественными и эгоистичными, причем эгоизм пропорционален величине собственности. Человек и теперь ни на йоту ближе к счастью, чем в те времена, от которых к нам дошли первые знания о людях.

Дети, которые унаследовали богатство и привилегии родителей, растут в холе и неги, что ведет к ужасным последствиям …

Почему к управлению машиной не допускают людей без надлежащей квалификации, но в тоже время общество соглашается, чтобы скверные родители воспитывали детей. Общество должно заботиться о том. чтобы дети с раннего возраста находились под наблюдением умелых воспитателей.

Люди должны руководствоваться простым принципом: “Истинное содержание человека создается не количеством денег или чинов и даже не количеством прочитанных книжек, но характером его отношения к другим людям”.

(В соответствии с книгой В.Г. Подмаркова “Роберт Оуэн”)



  • главная