Лимарев В.Н.
Археолог
Даниленко В.Н. (1913-1982) – выдающийся
исследователь первобытной культуры. Он
занимался изучением памятников культуры
неолита и энеолита Южной и средней Европы.
Читайте
выдержку из его работы «Космогония
первобытного общества»:
Даниленко В.Н.
Мир возник из снесенного хаосом яйца.
Важный
вопрос любой первобытной религиозно-космогонигической системы: как же
возник мир?
Первосоздателем устроенного мира является в том или ином виде
является Хаос, как это следует из анализа мифологических и археологических
данных исследований первобытных обществ.
Из
древнегреческого мифа о сотворении мира мы узнаем, что космос возник из
снесенного Хаосом яйца, « сверкающего и белого, как серебро».
Миф
о яйце как об исходной форме мироздания существует, пожалуй, почти во всех
мифологических системах мира.
Не
во всех случаях яйцо является птичьим. У некоторых семитских народов –
например, у финикийцев – космическое яйцо оказывается не птичьим, а змеиным.
Символом сотворения мира является изображение змеи, держащей во рту яйцо. С
подобным представлением перекликается кельтская легенда о создании волшебного
яйца группой змей, сплетающихся в
клубок.
Эти
мотивы перекликаются южно-европейский образ небесного дракона. Особенно это
касается мотива творения яйца клубком переплетающихся змей. В материалах
южноевропейских древних культур существует представление о небесном драконе.
Мотив
космического яйца в мифологии Древнего Египта занимает вполне определенное
место. Так, например, имеющий соколиную голову бог Клеф приносит с неба яйцо,
заключающее огонь, а Оризис заключает в него двенадцать белых и двенадцать
черных пирамид, а отец всех начал Пта создает «яйцо солнца и луны».
Согласно
ассиро-вавилонской легенде, мир высижен голубем из гигантского яйца, некогда
кем-то положенного в Евфрат.
В
мифологии индусов сохранилось
представление о космическом золотом, т.е. солнечном яйце, плавающем в воде. В
нем Брама прибывал 360 дней, каждый из которых равняется 12000000 лет.
В религиозно-космогонигической
системы иранцев зороастрийской эпохи так же существует миф о космическом
яйце. Пробудил к жизни яйцо бык Адудой,
который оказывается древнее Вселенной.
Фольклор
славянских народов полон легенд о яйце, способном вмещать в себе целые царства.
Вспомним легенду о Кощее бессмертном, согласно которой: жизненная сила Кощея
находилась в яйце.
В
древнефинской Калевале, говорится о том, что мир произошел и семи яиц снесенных
уткой, посланных верховным божеством на воду.
В соответствии с
работой В.Н. Даниленко «Космогония первобытного общества», рисунки
культуры «Триполье» из альбома В.Н.
Даниленко. (Лимарев В.Н.)
главная