Мир возник из снесенного хаосом яйца.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Археолог Даниленко В.Н.  (1913-1982) – выдающийся исследователь первобытной культуры.  Он занимался изучением  памятников культуры неолита и энеолита Южной и средней Европы.

Читайте выдержку  из его работы «Космогония первобытного общества»:

 Фантом? Рисунок на камне. Культура Триполье. 7-5 век до н.э. (Украина. Из альбома В.Н. Даниленко.)

Космическое яйцо в представлении первобытных людей. Культура Триполье. 7-5 век до н.э. (Украина. Из альбома В.Н. Даниленко.)

 

Даниленко В.Н.

Мир возник из снесенного хаосом яйца.

 

Важный вопрос любой первобытной  религиозно-космогонигической системы: как же возник мир?

Первосоздателем  устроенного мира является в том или ином виде является Хаос, как это следует из анализа мифологических и археологических данных  исследований первобытных обществ.

Из древнегреческого мифа о сотворении мира мы узнаем, что космос возник из снесенного Хаосом яйца, « сверкающего и белого, как серебро».

Миф о яйце как об исходной форме мироздания существует, пожалуй, почти во всех мифологических системах мира.

Космическое Яйцо в представлении первобытных людей. Культура Триполье. 7-5 век до н.э. (Украина. Из альбома В.Н. Даниленко.)

Не во всех случаях яйцо является птичьим. У некоторых семитских народов – например, у финикийцев – космическое яйцо оказывается не птичьим, а змеиным. Символом сотворения мира является изображение змеи, держащей во рту яйцо. С подобным представлением перекликается кельтская легенда о создании волшебного яйца  группой змей, сплетающихся в клубок.

Эти мотивы перекликаются южно-европейский образ небесного дракона. Особенно это касается мотива творения яйца клубком переплетающихся змей. В материалах южноевропейских древних культур существует представление о небесном драконе.

Космическое Яйцо в представлении первобытных людей. Культура Триполье. 7-5 век до н.э. (Украина. Из альбома В.Н. Даниленко.)

Мотив космического яйца в мифологии Древнего Египта занимает вполне определенное место. Так, например, имеющий соколиную голову бог Клеф приносит с неба яйцо, заключающее огонь, а Оризис заключает в него двенадцать белых и двенадцать черных пирамид, а отец всех начал Пта создает «яйцо солнца и луны».

Согласно ассиро-вавилонской легенде, мир высижен голубем из гигантского яйца, некогда кем-то положенного в Евфрат.

В мифологии  индусов сохранилось представление о космическом золотом, т.е. солнечном яйце, плавающем в воде. В нем Брама прибывал 360 дней, каждый из которых равняется 12000000 лет.

В религиозно-космогонигической системы  иранцев  зороастрийской эпохи  так же существует миф о космическом яйце.  Пробудил к жизни яйцо бык Адудой, который оказывается древнее Вселенной.

Космическое Яйцо в представлении первобытных людей. Культура Триполье. 7-5 век до н.э. (Украина. Из альбома В.Н. Даниленко.)

Фольклор славянских народов полон легенд о яйце, способном вмещать в себе целые царства. Вспомним легенду о Кощее бессмертном, согласно которой: жизненная сила Кощея находилась в яйце.

В древнефинской Калевале, говорится о том, что мир произошел и семи яиц снесенных уткой, посланных верховным божеством на воду.

 

В соответствии с  работой В.Н. Даниленко «Космогония первобытного общества», рисунки культуры «Триполье» из альбома  В.Н. Даниленко. (Лимарев В.Н.)



  • главная