Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Почему демократы казнили Сократа?!


“казнь Сократа“

Сократ верил в бессмертие своего дела. И не ошибся. Учение Сократа, рассказ о жизни и смерти философа, записанный его молодыми последователями, стали достоянием всего человечества. Из зала афинского суда протянулась цепь преемственности идей умеренности, справедливости и добра. Сегодня с этими идеями, быть может, связан единственный шанс выжить…

(Лев Остерман)

399 год до н.э. Афины. Казнь Сократа.

Когда в назначенный час раб принес чашу с цикутой, Сократ спокойно её выпил до дна. Он приветливо попрощался с друзьями, немного походил, а когда почувствовал тяжесть в ногах, лег на тюремную койку и запутался в гиматий. Потом откинул его, сказал: "Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдай же, не забудь". Это были последние слова Сократа.

(Лев Остерман)

Божественная природа Сократа.

Со мной (Сократом) приключается нечто божественное или чудесное… Началось у меня с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня оттого, что я бываю намерен делать…

(Платон)

Нередко Сократ, отключившись от внешнего мира, уходил в самого себя.

В платоновском диалоге "Пир" Алкавиад рассказывает, что однажды Сократ задумчиво простоял, не сходя с места, целые сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифий хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми: "Я знаю, что я ничего не знаю".

(А.Н.Чанышев)

Миссия Сократа.

Вмести с тем, Сократ был убежден, что он избран богом, приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку. Люди не должны, по убеждению Сократа, больше заботиться о своих делах: об обогащении и карьере, а больше заботиться о нравственном и интеллектуальном совершенстве.

Его, Сократа, сам "бог поставил в строй, обязав… жить и заниматься философией".

(А.Н.Чанышев)

Сократ против тирании.

Правление, при добровольном согласии народа и на основании законов, он считал монархией, а правление против воли народа - тиранией. Резко и отрицательно оценивал он тираническое правление и подчеркивал её недолговечность.

(В.Г.Иванов)

Сократ против демократии.

Цари и начальники, по его (Сократа) словам, это не те, что имеют скипетры или избранны кем бы то ни было, или получили власть по жребию, или насилием, или обманом, но те, которые умеют управлять.

Управлять государством должны люди, понявшие истинный смысл человеческой жизни, сами живущие в соответствии с этим пониманием (умеренно, бескорыстно, стремясь делать добро) и, вместе с тем, - знающие, как помочь своим согражданам найти дорогу к такой же доброте и счастливой жизни.

Могут ли они быть избранны с помощью слепого жребия? Разумеется, нет! Сократ высмеивает это "великое достижение Афинской демократии" и, тем самым, бросает вызов существующему правопорядку.

Никто ведь не хотел бы иметь кормчего, избранного посредством голосования, или плотника, или флейтиста, или кого-нибудь другого в подобных случаях, в которых ошибка гораздо меньше приносит вреда, чем ошибки в государственном управлении.

Таким образом, по важнейшим вопросам об исполнительной власти в государстве Сократ в оппозиции к Афинской демократии. Он очень скептически отзывается и о возможности разумного решения государственных дел Народным собранием.

Люди, которые составляют народное собрание - это валяльщики шерсти, сапожники, плотники, кузнецы, земледельцы, купцы, которые торгуют на базаре и думают только о том, чтобы дешевле купить и дороже продать. Их вожди - демагоги. С достоинством этих людей мы хорошо знакомы.

(Лев Остерман)

После смерти Перикла в 429 г до н.э. народное собрание попадает под влияние вожаков из числа недавно разбогатевших простолюдинов. Вожаками становятся с начало торговец паклей Евкрат, потом торговец овцами Лисикл, потом Клеон - владелец кожевенной мастерской, Клеона сменил торговец лампасами Гипербол, а затем банщик Клиген. Целая серия людей своекорыстных, бездарных и безнравственных. Таковы были демагоги - вожди демоса. После смерти Перикла началось разложение демократии. Демагоги становятся могущественными вследствие сосредоточения верховной власти в полном объеме в руках демоса, они же властвуют над его решениями, так как народная масса находится у них в послушании.

Естественно, демагоги ненавидят интеллигентов, способных разоблачить беспочвенность их обещаний. Натравляют на умников простой народ. Понятно и то, что толпа легко поддается такому внушению.

Малокультурный народ, искушенные в риторике демагоги, стараются убедить, увлечь эмоционально, добиваясь народного расположения обманом. Честному человеку, чтобы приобрести доверие к себе у толпы, необходимо прибегать ко лжи.

(Лев Остерман)

Сократ и софисты.

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Главное содержание, цель философии Сократа - этические вопросы.

Софисты - теоретики риторики. В центре их внимания - слово. Многие из софистов обладали удивительным даром слова и создали науку о слове. Софисты учат, что мир непознаваем, и что нет истины. Как кому кажется, так оно и есть. Поэтому софисты отрицают не истину, а объективную истину. Нет объективного критерия добра и зла. Истина не объективна, а субъективна. Что кому выгодно, то и хорошо, то и благо.

Софистов же характеризовал Платон, как лжецов и обманщиков, ради выгоды попирающих истину и учащих этому других. С софистами постоянно спорит Сократ. Он отстаивает объективную истину и объективность добра и зла и доказывает, что быть добродетелям лучше, чем порочным, что порок, при своей сиюминутной выгоде, в конце концов, сам себя наказывает.

Некоторые софисты были профессиональными преподавателями риторики и эристики (искусства речи и искусства спора). Они брали деньги за обучение. "Главным критерием", - утверждали софисты - "является выгода".

Смерть Сократа. Скульптор Анкольский М.М. Русский музей. Фото Лимарева В.Н.

Основные приемы софистов:

    1. двусмысленность и многомысленность словесных выражений,
    2. неправильная логическая связь мыслей.

(А.Н.Чанышев)

Справедливость заключается в том (утверждали софисты), чтобы не нарушать законов государства, в котором состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольшую пользу из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы.

Старшие софисты - защитники демократии, как наилучшей формы правления.

(В.Г.Иванов)

Суд над Сократом.

Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона.

В качестве обвинителя выступил Милет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и виновен в том, что развращает юношество; и наказание за это смерть.

Сократ произнес свою защитную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому назначить себе наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами…после чего присяжные осудили Сократа на смертную казнь. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (70 лет) и не боится смерти…В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились).

(А.Н.Чанышев)

Заключение

Демократия в Афинах была обречена. Путь исторического прогресса лежал через её падение. Нечто подобное произошло позже в Риме. Там демократическая республика тоже изжила себя.

В истории все более или менее повторяется. Пройдут века. Рабовладельческая Римская империя распадется и уступит место феодальной раздробленности. Для её преодоления в Европе возникнут обширные монархии. Переход власти к буржуазии вернет демократию. Обнищание пролетариата приведет буржуазную демократию на край пропасти, но технический прогресс и связанный с ним рост общего благосостояния укрепят почву под её ногами.

В России, в силу её политической отсталости и обширности территории, прогресс пойдет своеобразным путем. Запоздалое падение монархии даст толчок бурному развитию демократии в форме социальной революции. Затем наступит эпоха демократической тирании. Наконец, освободившись от неё, демократия осознает невозможность своего развития на базе низкого уровня жизни большинства народа, и вступит на путь энергичных экономических и политических реформ.

(Лев Остерман)

Сократ и современность.

(комментарий автора)

Западная цивилизация неуклонно шагает к закату своего развития. Кризис демократической формы управления очевиден. У власти в западных странах демагоги, которые приняли учение софитов об относительности морали. Ложь стала основным оружием современных демократов. Способы воздействия на избирателей современные софисты довели до совершенства. Современные демократы все свои усилия тратят на поиски все новых и новых способов манипуляции общественным мнением. Россия слепо пытается копировать западную форму управления обществом и тем самым загоняет себя в угол.

Необходимость политических реформ в России очевидна.

К чему призывал Сократ? Какую форму правления считал совершенной?

 

Политическая позиция Сократа близка к государственной концепции Солона - сочетание народовластия с аристократией. Сократ имел в виду такую форму правления, при которой правители и чиновники - без различия имущественного ценза и происхождения - избираются из числа людей, уважающих законы, нравственно достойных и умеющих управлять государством.

То есть имеют право быть избранными только те люди, которые не только доказали обществу свои высокие моральные качества, но и подтвердили свой профессионализм: ученые-управленцы. Ученые и философы должны управлять обществом.

Ограниченный круг людей, доказавших свое право на управление обществом, согласно идеи Сократа, может претендовать на высокие должности в государстве. Кому из этих людей можно доверить главные должности в государстве должен решать весь народ.

Сократ и китайский философ Мо Ди жили в одно и то же время. Государства (этнические образования), в которых они жили, были в одинаковой фазе своего этнического развития, и не случайно, что их идеи по управлению обществом практически совпадают. Чтобы убедиться в этом читайте мою статью "Великий китайский философ Мо Ди и современность".


  • Великий китайский мыслитель Мо Ди (Мо-цзы) и современность.
  • Сократ предполагал, что имеют право быть избранными только достойные граждане, а избирательным правом должны быть наделены все граждане. Я же считаю, что избираться должны только достойные граждане, а право избирать должны иметь только личности, доказавшие свою интеллектуальную зрелость, сдавшие специальные экзамены.

    Государство должно нести ответственность за то, чтобы не менее 80% его граждан получили аттестат зрелости и, автоматически, право избирать. И из числа имеющих право избирать не менее 10% людей должны иметь право быть избранными.

    Граждане, не получившие избирательные права, должны также считаться гражданами государства и не иметь других ограничений.

    Граждане за аморальные поступки могут через суд лишиться избирательного права, а также через суд восстановить свои права.

    Любой гражданин имеет право сдавать экзамены на аттестат зрелости, а в случаи не аттестации, имеет право пересдавать экзамены, добиваясь признания, что он является полноценной личностью.

    (Лимарев В.Н.)

      Источники:

    1. Лев Остерман. " О Солон! " Москва 2001.

    2. Чанышев А.Н. "Курс лекций по древней философии". Москва 1981.

    3. Иванов В.Г. " История этики древнего мира." Санкт-Петербург 1997.

    4. Платон. (перевод М.С.Соловьева) "Апология Сократа." Харьков 1999.



  • главная