Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Вопросы, поставленные христианским философом Оригеном (185-254) перед собой и потомками.

 

  • Религии мира.
  • худ. Калинин “Птицы космоса“

     

     

    1.     Вопросы, которые поставил Ориген.

     

    Первый вопрос:

    Мир имел начало. Имеет ли он конец?

    Может ли Бог постигать все?

    Если да, то мир не бесконечен, так как нельзя постичь бесконечность.

    Если мир начал существовать с известного времени,  что делал Бог до начала мира?

    Второй вопрос:

    Когда наступит конец мира? Что должны делать люди, чтобы спастись?

    Как Бог управляет каждым, при сохранении свободы воли во всех разумных существах?

    Третий вопрос:

    Возродится ли мир вновь? Какой он будет возрожденный мир?

    После разрушения этого мира – будет иной мир? Что будет при новом сотворении мира?

    2. О философе Оригене и его трудах.

    Ориген родился в семье христианина. Отец был ревностным почитателем новой веры и казнен за свои религиозные убеждения.

    Смерть отца укрепила веру Оригена в христианские идеалы, и он решил посвятить жизнь упрочнению веры. Для этого он стал заниматься философией в Александрийской школе Аммония Сака, где и получил серьезное философское образование.

    В школе изучали труды античных философов. Школу он окончил с твердым убеждением в том, что христианство является логическим завершением всей античной философии.

    После окончания школы в 217 г. он возглавил Александрийскую христианскую школу. За своеобразное толкование христианского учения в 231 г. его смещают с поста наставника этой школы и даже изгоняют из Александрии. Ориген поселяется в Палестине, в Кессарии, где вновь открывает христианскую школу. Во время очередных гонений на христиан он был заключен в тюрьму и умер от пыток.

    Оригену принадлежит огромное количество сочинений – их перечень насчитывает до двух тысяч названий.

    Ориген, следуя научному подходу к христианству, разработал учение о трех смыслах Библии: буквальном (“телесном”), моральном (“душевном”) и философском (“духовном”). Сам он считал наиболее правильным философское толкование Библии.

    Ориген первым из христианских писателей стал обосновывать нематериальность, бесконечность, совершенство и вечность Бога.

    После смерти философа несколько столетий велись философские дебаты о содержании учения Оригена. Он оказал влияние на многих христианский философов.

    Через 300 лет после смерти Оригена, в 543 г., эдиктом византийского императора Юстиниана он был объявлен еретиком. Это решение было подтверждено на Пятом Вселенском Соборе в 553г.

    3.     Как Ориген отвечал на поставленные им вопросы в своих сочинениях.

    Этот мир был создан и начал существовать с определенного времени и, вследствие своей порчи, должен быть спасен, так говорится в Учении.

    О создании мира говорит повествование Моисея. Повествование Моисея - исторический рассказ о сотворении мира, в котором величайший духовный смысл. Под покровом букв в повествовании скрываются вещи таинственные и глубокие, но, тем не менее, послание говорит о том, что мир сотворен в определенное время.

    О конце мира возвещает Иаков, “и я возвещу вам”, что будут последние дни или время после дней последних. Значит, если есть последние дни или время после дней последних, то начавшиеся дни должны прекратиться.

    Давид, также говорил следующее: “Небеса, обветшают как одежда, погибнут, а Ты пребудешь. Ты переменишь их, лета Твои не кончатся”.

    Примечание автора реферата:

    Философ Ориген придает значение, только первым словам этого замечательного пророчества “небеса погибнут” Но мне кажется не менее информационна и последующая часть пророчества.

    Начнем с того, что Давид говорит о том, что небеса погибнут: он предупреждает о гибели всего сотворенного мира, а вмести с ним и человечества.

    Далее он говорит о том, что они “обветшают как одежда”, не означает ли это старость Вселенной в конце своего цикла развития.

    Пророк говорит: “Ты пребудешь”. Это значит, что человечество и, разумеется, Бог (Бог не отделим от человечества и все вместе – "божественная сущность”) будут существовать к моменту, когда Вселенная обветшает и, как свидетельствуют дальнейшие слова - не смирятся с гибелью.

    Выражение “Ты переменишь их…” - я думаю понимать нужно так “ Мир обновится, и в момент обновления мира ты изменишься. То есть при перемене мира божественная сущность будет прибывать в какой-то иной форме".

    Но самыми замечательными являются последние слова пророчества: “ Лета Твои не кончатся”. Это означает, что переход в другой мир невозможен в существующей форме, и божественная сущность, изменив форму своего существования, продлится в новом мире.

     

    Пророки свидетельствую о начале этого мира и конце.

    Если кто не согласен в этом вопросе с авторитетом нашего Писания или веры, то мы спросим у него: "Может ли Бог, по его мнению, постигать все или не может?"

    Сказать, что не может, очевидно, нечестиво, и по необходимости скажут: “Бог постигает все”. А слово “все” означает, что мир имеет начало и конец, потому что нечто, что не имеет конец - не может быть постигаемо.

    Обычно возражают и говорят следующее: "Если мир начал существовать с известных времен,  что делал Бог до начала мира? Ведь нечестиво называть природу Божью праздной или неподвижной".

    Мы же ответим, сохраняя правила благочестия, мы скажем, что Бог впервые начал действовать не тогда, когда сотворил этот видимый мир, но мы верим, что после разрушения этого мира будет иной мир, так и прежде существования этого мира были иные миры.

    В божественном Писании говорится, что учит Исайя: "Новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будет пред лицом Моим", - говорил Господь”.

    То, что до этого мира были иные миры, показывает Екклесиаст, говоря: “Что было, то и будет; что делалось, то и будит делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас". Эти свидетельства доказывают то и другое вместе, что века были прежде (этого мира) и будут после (него).

    Я думаю (писал Ориген), что когда наступит конец мира, мир будет заключен в невидимом и вечном состоянии. В подобном же состоянии, нужно думать, твари находились и прежде до создания мира. Если это так, то, очевидно, разумные существа (не по своему желанию) низошли из высшего состояния в низшее; из высшего невидимого состояния в низшее видимое - для служения миру в грубых плотских телах. Ради, именно, этих грубых плотских существ и был устроен этот видимый мир.

    И разумные твари (люди) питают надежду на освобождение от своего тленного тела, и когда это произойдет, знает один только художник всего, Бог.

    Что касается мира, то он, нужно думать, сотворен таким столь великим, что может принять все души, помещенные в этом мире для научения, и все силы, предназначенные быть с ним. Ведь все разумные твари одной природы, как это подтверждают многие доказательства.

    Этими утверждениями можно защитить правду Божью и все распоряжения Бога относительно тварей, потому что каждая тварь в самой себе имеет причины того, что находится в том или ином порядке жизни.

    Бог сотворил грубые тела для невидимых тварей и устроил этот видимый мир для спасения… Он послал в этот мир служителей, чтобы они служили потребностям мира. Служители служат управлению мира в разных местах и в разные времена, мы веруем, что это - ангелы.

    Таким порядком вещей всего мира управляет Промысел.

    Итак, это расположение мира Бог установил впоследствии; но уже от начала мира Он предвидел намеренья и дела.

    Некоторые же, не понимая порядка, установленного Богом, думают, что все, происходящее в мире, совершается или случайно, или по роковой необходимости, или, что ничего не зависит от нашей воли.

    Мы сказали, что все души, находящиеся в этом мире, нуждаются во многих служителях, или правителях, или помощниках. Это для того, чтобы не ослабли управляемые. Мир нуждается в такой помощи, защите Самого Творца, чтобы Он устанавливал утраченное в искусстве управления. Он знает о необходимости учить самих правителей правилам управления.

    Спасти мир может только послушание воле Творца, творец принудит мир к покорению, так как весь мир буден покорен не силой, но словом, разумом, учением, призванием к добру, наилучшими учреждениями, а также надлежащими и соответствующими угрозами. Ведь мы люди, обучая рабов или сыновей, обуздываем их угрозами и страхом, пока они, по своему возрасту еще не восприимчивы к убеждению; когда же они станут понимать добро, пользу и честь, тогда прекращается страх побоев, и они довольствуются словесным и разумным убеждением ко всему доброму. Но как нужно управлять иначе при сохранении свободы воли во всех разумных тварях?

    Когда мир покорится Богу, тогда истребится последний враг – смерть. Тогда будем близок конец мира. Конец всегда подобен началу.

    Начало рождается из конца, а конец из начала. Все так изменится: человек может сделаться демоном, демон может получить грубейшее тело и сделаться человеком. Из ангела Творец сможет сделать дьявола, или дьявола превратить в ангела.

    Все существа будут разделены на три чина: в соответствии с их побуждениями и особенностями. Подобно тому, как Бог прибывает в трех ипостасях: Отце, сыне – Христе и Святом духе:… и находиться существа будут в блаженстве только тогда, когда участвуют в святости и Премудрости, и самом Божестве.

    Когда при конце и совершения нового мира, как бы из некоторых затворов темницы, будут выпущены Господом души и разумные твари…, которые послужат основанием различных состояний.

    (Материал изложен в соответствии с сочинением Оригена “О материи и творении мира из ничего” и “Учение об апокатастасисе”).

    4.О познании божественного Промысла.

    Премудрость божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог к славе нашей, никто из властей веков еще не познал. Человек, который может познать сокровенное должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Человек состоит из тела, души и духа, так и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа…

    (Из сочинения Оригена “О трех способах толкования священного писания”.)

     

    Заключение.

    Я ознакомился с работами Оригена, после того, как мной в основном была разработана “теория эволюции жизни во Вселенной”. Мои выводы о принципах существования разумной жизни не были созданы под влиянием его работ, поэтому меня поразило удивительное совпадения наших взглядов.

    Свою работу Ориген написал во втором веке, опираясь на труды античных философов и ученых - иудеев, в соответствии с его знанием об окружающем мире. Я же в своих работах опираюсь на современные научные знания.

    Огромное значение на мои работы оказало и прочтение “**ВЕЛИКОГО ПОСЛАНИЯ ПОТОМКАМ”, из мира, который предшествовал Нашему.

    Источник: “Антология философии средних веков и эпохи Возрождения” Сост. С.В. Перевезенцев. Москва 2001.



  • главная

  •